Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Четверг, 25.04.2024, 13:05
Приветствую Вас, Гость
Главная » FAQ » Вопрос педагогу-психологу [ Добавить вопрос ]


Здравствуйте!

Определите причины:

Возможно, конфликтность – следствие эгоистичности ребенка. Если дома он – центр внимания, и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.

Возможно, ребенок «заброшен», ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.

Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.

Конфликтное поведение ребенка – это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.

Как себя вести с конфликтным ребенком:

· Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими.

Обращайте внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой.

· Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.

· После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

· Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

· Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Советуем поиграть:

· Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.

· С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия – взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.

Если вы обратитесь в наш центр с проблемой конфликтности вашего ребенка, то работа специалистов,  наряду с выполнением Вами вышеуказанных рекомендаций дома, будет проводиться в трех направлениях.

1. Работа с гневом. Обучение конфликтных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки отрицательных эмоций.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Добавил: УЛЬЯНА

Здравствуйте!

Родители гиперактивных детей (детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, далее СДВГ) часто испытывают немалые трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них по душе поведение такого ребенка в общественных местах и дома, при этом многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Большинство исследователей отмечает три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность. Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто  не замечает и сам. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая (по норме) продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированность почерка).

 ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ 

1. Наследственность. По данным некоторых специалистов у 57% родителей, чьи дети страдают СДВГ, в детстве отмечались такие же симптомы.

2. Беременность и роды. По одной из теорий, СДВГ связан с органическим поражением головного мозга, которое может возникнуть во время беременности, родов, а так же в первые дни жизни ребенка. Большую опасность вызывает: внутриутробная гипоксия (кислородное голодание), никотин, алкоголь, некоторые лекарства (особенно в первой половине беременности), травмы, как физические, так и психологические, большое значение  имеют несовместимость по резус–фактору и возраст родителей. На развитие заболевания влияют осложнения при родах: преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом при кесаревом сечении, длительный (более 12 часов) безводный период..

3. Опасности первых лет жизни. Мозг человека формируется на протяжении первых 12  лет его жизни, и, естественно в этот период наиболее уязвим. Следует помнить, что травмы головы могут нарушить деятельность мозга, но в период созревания они особенно опасны.

4.Окружающая среда. Современная промышленность буквально насыщает окружающую среду губительными солями тяжелых металлов (кадбия, молибдена, хрома, свинца, алюминия). Дефицит магния приводит к тому, что в организме накапливается свинец — сильнейший нейротоксин, который разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Соли кадмия и молибдена способны вызвать тяжелое расстройство ЦНС. При наличии у ребенка СДВГ  стоит проверит экологию собственного дома.

5. Питание. Одной из причин гиперактивности может стать неправильное питание ребенка. В большинстве продуктов содержатся различные

консерванты, ароматизааторы, искусственные наполнители, пищевые красители, негативно влияющие на нейрохимические процессы. А гиперактивность, нарушение внимания, беспокойство– это проявления химического дисбаланса мозга.

 СИМПТОМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СДВГ

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью включает три основных симптомакомплекса

 —невнимательность, гиперактивность и импульсивность, признаками которых являются:

1.  невнимательность: 

* ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении заданий;

· не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь;

· не умеет доводить выполняемую работу до конца;

· Испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности;

· избегает заданий, требующих длительного умственного напряжения;

· часто теряет свои вещи, предметы;

· легко отвлекается на посторонние стимулы;

· постоянно все забывает;

 2. гиперактивность  

· Ребенок суетлив, никогда не ведет себя спокойно (постоянно беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле и т.п.);

· не в состоянии долго усидеть на стуле;

· двигательная активность не имеет определенной цели;

· ребенок не может играть в спокойнее игры;

· всегда нацелен на движение, часто бывает болтливым;

3. импульсивность:

· ребенок отвечает на вопросы, не дослушав до конца;

· с трудом дожидается своей очереди

· мешает другим вмешиваясь  в разговоры и игры, пристает к другим.

!!! Говорить о наличии у ребенка гиперактивности и импульсивности можно в том случае, если в его поведении в течении шести месяцев устойчиво присутствуют как минимум шесть перечисленных признаков

Что нужно знать, общаясь с ребенком с СДВГ

1. Поступки ребенка не умышленны. При общении с ним следует избегать частого употребления слов «нет», «нельзя». Необходимо строить взаимоотношения на понимании и доверии, не настаивать на том, что бы он обязательно принес извинения за свой поступок. Каждый раз нужно до конца выслушивать то, что он хочет сказать. Для подкрепления устных инструкций рекомендуется использовать зрительную стимуляцию.

2. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Дисциплинарное воздействие в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не улучшит, а скорее ухудшит поведение ребенка.

3. Необходимо изменить психологический микроклимат в семье, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе с ним, не допускать ссор в его присутствии.

4. Необходимо установить четкий режим дня и определить место для занятий; ограждать ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по, возможности, большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

5. Ребенку необходима специальная поведенческая программа: продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение (исключая физическое).

Добавил: Татьяна

Татьяна, здравствуйте. Наше отделение занимается реабилитацией детей-инвалидов. Если ваш ребенок находится на инвалидности и нуждается в нашей помощи, Вы можете обратиться за помощью к нам в Центр. Вас проконсультируют логопед, дефектолог, психолог, разработают программу индивидуальной реабилитации Вашего ребенка, проведут индивидуальные занятия. В том случае, если Ваш ребенок имеет тяжелые умственные нарушения, грубые психические отклонения, агрессивное поведение, не способен выполнять инструкции, наши специалисты будут работать непосредственно только с родителями, т.е. с Вами, чтобы научить Вас понимать своего ребенка, семья сможет посетить занятия в клубе взаимной поддержки родителей детей-инвалидов «Гармония»Если инвалидности  ребенка нет, Вам обязательно нужно будет обратиться за помощью к психиатру, неврологу для того, чтобы врачи в медицинском учреждении поставили правильный диагноз, назначили Вам правильное лечение. Помните, Ваш ребенок нуждается в Вашей любви и заботе, вероятно, общение вызывает у него огромный стресс. Семья для ребенка-главный проводник, главный помощник, помните об этом.

Добавил: Татьяна (Ласточка)

Здравствуйте, Елена.

В психологическом плане Ваш ребенок переживает достаточно травмирующую ситуацию. Он поменял тот привычный образ жизни, в котором находился, и привыкнуть к новой ситуации достаточно трудно. Вы можете обратиться к нашим специалистам за индивидуальной консультацией, и психолог может помочь, выстроив определенные занятия с ребенком. Но самое главное – помнить, что именно  семья главный помощник для ребенка. Вы сами переживаете сложную ситуацию, от вашей уверенности, вашего настроя, позитивных эмоций, зависит и поведение ребенка. Он также тревожится, как и Вы. Поэтому, 

1. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

2. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на расслабление.

3. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

4. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

5. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.

6. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

7. Старайтесь делать ребенку как можно меньше мелких замечаний.

8. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

Этап подготовки к школе очень важно не упустить. С ребенком психолог и дефектолог в данном случае работают  индивидуально, комплексно, совместно. Вам посоветуют определенные упражнения для выполнения дома для развития у ребенка познавательных процессов.  Обращайтесь к нам в центр и Вам и Вашему ребенку помогут.

Добавил: Елена (Ласточка)

Здравствуйте, Ирина.  Действительно, многие родители считают, что для развития ребенка нужен специально обученный педагог или какое-нибудь детское учреждение - школа, садик или детский клуб. Конечно, грамотно оборудованная среда и специальные знания о развитии малыша будут совсем не лишними, однако не стоит недооценивать собственные силы и возможности домашней обстановки. Милые мамочки и папочки, вы и есть самые первые, самые важные учителя и воспитатели в жизни ваших деток. Вам только необходимо внимательно осмотреться вокруг себя, подключить свою фантазию, вспомнить собственное детство и понять, что совсем не обязательно мчаться в магазин покупать новую игрушку, чтобы на какое-то время отвлечь ребенка и успеть сделать свои домашние дела.

Игры на кухне

Кухня замечательное место для обучения ребенка. Здесь предложены игры, которые познакомят с различными физическими свойствами веществ, потренируют память и внимание, научат элементарному счету, разовьют мелкую моторику рук ребенка. И главное: все это можно совмещать с приготовлением обеда!

Рыбалка

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 1-3.

Игра особенно хороша для маленьких детей. Пусть ваши дети соберут побольше мелких игрушек. Теперь налейте воду в большую миску или таз (для этой цели подойдет любая емкость).

Дайте малышу половник и положите все игрушки в воду. Затем попросите его выловить какой-то определенный предмет, например маленького крокодила или желтый кубик.

Если ребенок выловил не ту игрушку, пусть бросит ее обратно в воду.

Игра с крышками

Возраст: 3-5 лет.

Количество игроков: 1-3.

Подберите несколько крышек от банок и бутылок, пусть ребенок расположит их «по росту». После того как он сделает это, перемешайте крышки, а он должен повторить все, но уже с закрытыми глазами.

Другой вариант игры: ребенок ставит каждую крышку в соответствующую клеточку на листе бумаги (расчертите лист сами — клетки должны подходить и для самых больших крышек). Крышки соответствуют определенному порядку: от самых маленьких до самых больших. Желательно, чтобы они были цветные.

Когда все клеточки будут заняты, пусть ребенок закроет глаза, а вы спрячьте кусочек бумажки под одну из крышек и посмотрите, как быстро малыш найдет этот «сюрприз».

Опыт с водой и яйцом

Возраст: 4-6 лет.

Количество игроков: 1.

Выполните с ребенком следующий опыт. Приготовьте два стакана с водой, два яйца, четыре ложки поваренной соли. Один стакан наполните водой и опустите туда яйцо. Оно утонет. В другой стакан на половину налейте воды, положите туда четыре ложки соли и размешайте ее до растворения. Попросите ребенка опустить яйцо в этот стакан — яйцо будет плавать на поверхности.

Морской флот

Возраст: 4-7лет.

Количество игроков: 1-3.

Напишите фломастером номера на крышках от трехлитровых банок. Можете пометить крышки попарно: две крышки будут иметь один номер. Наполните миску или противень с высокими бортами водой и положите крышки в воду номерами вниз.

Пусть малыш переворачивает их, пытаясь найти две крышки с одинаковыми номерами, или пробует переворачивать их согласно порядку номеров. Если один из номеров выпадает из последовательности, то все крышки переворачиваются опять, и в игру вступает следующий из участников.

Переливание воды

Возраст: 4-6 лет.

Количество игроков: 1.

Поставьте на стол бутылку с узким горлышком. Дайте ребенку воронку и кружку с водой. Он с удовольствием будет переливать воду из кружки в бутылку. Если в доме есть несколько воронок с разной шириной носика, предложите ребенку самому подобрать подходящую.

Самые простые счеты

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

Как научить ребенка устному счету? Смастерите ему счеты из макарон!

Для рамочки возьмите коробку из-под обуви. Проделайте по четыре отверстия с двух сторон. Проденьте в одну из них веревку и завяжите на ней узелок, чтобы она не могла выскочить из отверстия. Теперь наденьте на веревку десять рожков и закрепите ее в противоположном отверстии. Проделайте то же с другими веревками.

Рожки на самой верхней веревке означают единицы, на второй — десятки, на третьей — сотни и, наконец, на четвертой — тысячи. Объясните ребенку, что каждый рожок представляет одну единицу, сотню, десяток — в зависимости от веревки. Например, два рожка на второй веревке означают «20», три на третьей — «300». Так ребенок будет учиться счету.

 

Охота на цифры

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

Цель игры — найти все цифры, которые можно увидеть на кухне. Здесь нет ограничений. Конечно, в первую очередь, будут замечены цифры на часах и на емкостях для измерения веса и объема продуктов. Сложнее вспомнить, что цифры есть и на упаковке с сухим завтраком. Можно поискать самое большое число на вашей кухне.

Отгадай предметы

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

Выберите любой предмет на кухне, кратко охарактеризуйте его и предложите ребенку отгадать, что вы задумали. Для младших подберите вещи попроще. Например, вы загадали стол. Опишите его так: «Я думаю о чем-то плоском и широком, ты встречаешься с этим предметом за завтраком, обедом и ужином». Если ребенок предпочитает загадки на смекалку, то опишите стол по-другому: «У этого предмета четыре ноги, но ходить он не умеет».

Далее ребенок сам загадывает что-нибудь, и тут уже вы пробуете «опознать» предмет по нескольким скудным описаниям. Можно описывать не только внешний вид предмета, но и его функцию. Например: «Эта вещь очень пригодилась бы нам на необитаемом острове. Она бы привлекла внимание проплывающих пароходов». Что же это? Ответ: чайник со свистком!

Подбери крышку

Возраст: 4_7 лет.

Количество игроков: 1-3.

На этот раз вам понадобятся не только крышки, но и банки разных размеров. Расставьте банки на столе, положите крышки рядом и попросите ребенка как можно быстрее подобрать крышку к каждой банке. Для этого установите определенное время и поставьте будильник. Если вы в данный момент свободны, то следите за временем сами.

Если в игре участвуют несколько детей, они могут соревноваться на скорость. Наконец, то же самое можно проделать с завязанными глазами.

После такой тренировки ваши дети сумеют закрывать любые банки и бутылки.

Угадай по запаху

Возраст: 4-7лет.

Количество игроков: 1-3.

Это задание выполняется с завязанными глазами. Нужно определить овощ или фрукт по запаху.

Угадай на вкус

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

Нарежьте овощи и фрукты небольшими кусочками (яблоко, груша, слива, апельсин, киви, огурец, морковь, капуста, редис, репа). Положите их в тарелку. Предложите ребенку закрыть глаза и дайте ему разжевать дольку овоща или фрукта. Пусть ответит, какой был вкус (кислый, сладкий, горький, соленый), и назовет овощ или фрукт, который он съел.

Кухонная олимпиада

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-4.

Подберите всевозможные емкости разных форм и размеров. Более старшим детям можно доверить чашки и банки. Малыши смогут поиграть с пустыми упаковками из-под сметаны и йогурта (только оторвите фольгу, чтобы они не порезались).

В ходе соревнований надо выяснить, у какой емкости самый большой объем, т. е. в какую емкость воды входит больше, чем в другие. Дети сначала угадывают, а потом проверяют себя, наливая воду в «участников Олимпиады». Здесь потребуется емкость со шкалой для измерения объемов. Соревнования лучше проводить в раковине. Пусть дети попробуют не только назвать чемпиона, но и расставить емкости по убыванию объема, а затем проверить, правы они или нет.

Спрятанная фасолина

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: от 1 до 2.

Дайте ребенку солонку, перечницу и одну фасолину. По правилам игры вы ни в коем случае не должны смотреть, что делает ребенок. Он зарывает фасолину в соль или в перец, потом говорит: «Готово!» — а вы угадываете, где спрятана фасолина.

Можно прятать любые небольшие предметы в левом и правом кулаке и поочередно угадывать, в каком именно.

Поиски клада

Возраст: 4-7 лет.

Количество игроков: 1-3.

Спрячьте какую-нибудь вещь на кухне и попросите ребенка ее найти. Для четырехлетнего малыша наклейте стрелки-указатели, для ребенка постарше можно использовать карту с условными обозначениями.

Проверьте память

Возраст: 4-8 лет.

Количество игроков: 1.

Соберите небольшое количество мелких предметов: игрушки, крышки, пузырьки, бутылки, поставьте их в ряд в картонной коробке и закройте ее чем-нибудь (ребенок не должен видеть, как вы подбираете предметы). Откройте коробку на несколько секунд, потом закройте и спросите ребенка, может ли он перечислить все предметы, находящиеся в коробке.

Чтобы усложнить задание, спросите, в каком порядке стоят предметы. Попробуйте сыграть в игру несколько раз, увеличивайте или уменьшайте количество предметов, время, когда ребенок смотрит на них. Пусть и он сам тоже проверит вашу память.

Можно набрать предметы в двух экземплярах. Пусть ребенок посмотрит на те, которые стоят в коробке (достаточно будет одного мгновения), и сам поставит второй комплект в том же порядке.

И наконец, когда вы уже вволю наигрались, попытайтесь вспомнить настоящее место того или иного предмета.

Добавил: Ирина

В подростковом возрасте низкая самооценка – это распространенное явление. Ребенок начинает сталкиваться с первыми трудностями взрослой жизни, часто взрослые начинают повышать требования по отношению к нему, необходимо принимать самостоятельные решения, дети начинают пристальнее рассматривать себя в зеркале и остро реагировать на свои недостатки, а также сравнивать себя с другими. Часто такие изменения в жизни ребенка резко понижают его самооценку.

Переживания, связанные с самооценкой в подростковом возрасте типичны и их можно считать возрастными особенностями, однако нудно обратить внимание на уровень серьезности проблем, если они мешают ребенку в повседневной жизни, то можно обратиться к специалисту.

Можно выделить некоторые признаки низкой самооценки:

  1. Отшельничество (предпочитает одиночество, вместо компании);
  2. Замкнутость (нежелание делится любыми подробностями из своей жизни);
  3. Отказ от всего нового;
  4. Возможно ухудшение оценок;
  5. Сильная зависимость от мнения окружающих (особенно сверстников);
  6. Явное подражание кому-либо из сверстников, чаще лидеру;
  7. Отрицательная оценка себя («я никому не нужен», «я урод», «я неудачник» и т.п.);
  8. Чрезмерное внимание к своей внешности (яркий макияж, вызывающая одежда) или, наоборот, полное равнодушие.
  9. Постоянное сравнение с другими не в свою пользу.

Если с этими проблемами ребенок не справляется самостоятельно или с помощью взрослых, то это чревато неприятными последствиями: низкая самооценка сохраняется и во взрослом возрасте, зависимость от чужого мнения, ведомость, которой могут пользоваться окружающие, комплексы и т.д.

Для повышения самооценки подростка родителям следует придерживаться следующих правил:

  1. Не критиковать (если ребенок огорчил вас каким-либо поступком, то оцените поступок, а не самого ребенка, например высказывание «Ты совсем глупый, ни на что не способный» лучше заменить фразой «Меня очень огорчили твои низкие оценки»);
  2. Не сравнивать с другими (сравнивайте его результаты только с его предыдущим опытом, например «Ты стал лучше читать, чем раньше» или «Раньше ты убирался в своей комнате лучше»);
  3. Не обсуждайте неудачи подростка с другими людьми, но если кто-то настойчиво интересуется той областью, где ваш ребенок неуспешен, достаточно вспомнить о чем-либо, где ваш ребенок действительно успешен;
  4. Помогите добиться успеха (запишите в тот кружок, который интересен ребенку, если проблема во внешности, например акне, то сходите к специалисту, поддержите ребенка словом, покажите свою веру в него);
  5. Считайтесь с его мнением, дайте свободу выбора;
  6. Если ребенок неуспешен в одной области, не отчаивайтесь и не зацикливайтесь на ней, ищите ту, в которой он будет наиболее успешен.

Выше перечисленные правила полезно соблюдать и родителям подростков с адекватной самооценкой с целью не понизить ее.


Здравствуйте!

«Настоящее чудо детства в том, что дети, как правило, быстро вырастают из своих страхов благодаря огромным внутренним источникам надежды, здравомыслия и способности к самосохранению».

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх – естественная реакция познания окружающего мира. Но! Обратите внимание! Если Ваш ребенок бесстрашен и даже возрастные страхи ему не свойственны, проверьте, нет ли у него задержки психического развития. В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы. Для каждого возрастного отрезка свойственны свои страхи.

Новорожденные пугаются резких звуков, приближения больших предметов.

В 7 месяцев ребенок проявляет сильное беспокойство при долгом отсутствии матери. Подобный страх максимально выражается у девочек до 2,5 лет и у мальчиков до 3х лет.

В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми, особенно женщинами, не похожими на мать. Обычно этот страх проходит к середине 2-го года жизни при отсутствии неблагоприятных факторов (помещение в больницу, падение, болезненные процедуры, т.д.).

2 года – боязнь неожиданного появления незнакомого резкого звука, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущемся транспортом. Чаще всего малыш этого возраста боится темноты.

В 3 года появляется страх перед наказанием. Страх у детей этого возраста выражен значительно меньше, если отец принимает участие в воспитании, не подавляется чувство «Я» (малыш должен иметь возможность выражать свои эмоции, переживания).

От трех до пяти лет многие дети боятся сказочных персонажей (чаще Бабу Ягу, Кощея, воображаемых «чудовищ»), боли, неожиданных звуков, воды, транспорта , одиночества, темноты и замкнутого пространства. Особенно часто последние страхи встречаются у детей, чьи родители беспокойны и в то же время излишне принципиальны.

В 6 лет иногда появляется страх смерти (своей и родителей), он проявляется не прямо, а в боязни нападений, пожаров, стихии.

Дошкольники чувствительно реагируют на конфликты в семье, это усиливает страхи. Страхи часто проявляются при хирургических операциях у детей, при заболевании кого-то из взрослых в семье.

В 7-8 лет прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются новые: боязнь опоздать, получить плохую оценку, т.е. быть неуспешным.

В подростковом возрасте страхи встречаются редко, может быть общее состояние тревожности.

Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер с ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития. Однако, бывают другие страхи, их называют «невротические». В их основе – психическое потрясение, травма, неумение взрослого справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношениях, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов (психолога, психотерапевта), изменение стиля воспитания. Помогают преодолеть страхи игровые методы коррекции: «Рисование страхов»; сочинение сказочных историй с хорошим концом и проигрывание их в семье.

Ребенок чего-то боится, если:

Беспокойный сон с кошмарами.

Трудности при засыпании.

Боязнь темноты.

Пониженная самооценка.

Это интересно!

Если ребенку часто снится Бармалей, Кощей и он его боится, то, вероятно, у малыша проблемы в отношениях с отцом.

Если же ребенку снится Баба Яга – это отблеск конфликта с матерью.

Как избежать возникновения и закрепления страхов

Никогда не запирайте ребенка в темном незнакомом помещении.

Не пугайте малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит, не подходи, собака укусит, т.д.).

Превращайте злых героев в добрых (придумывайте сказки - как Бабка Ежка стала доброй, как паучок помог девочке выбраться из леса…)

Не перегружайте фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключите агрессивные фильмы, мультфильмы и книги (в 3 года малыш может испугаться волка из «Красной Шапочки», а 2-х летнему карапузу ни к чему покупать робота с оружием или мягкого крокодила с раскрытой пастью.)

Готовьте ребенка заранее к поступлению в детский сад и школу.

Повышайте самооценку малыша.

«Разберитесь» с собственными страхами. Вы можете «заразить» ими ребенка (боязнь собак, страх смерти, боязнь транспорта, самолета, т.д.).

Учитывайте, что более всего подвержены страхам эмоционально-чувствительные и впечатлительные дети, а также дети, у которых хорошо развито воображение.

Как помочь ребенку, испытывающему страхи

Выясните причину страха.

Все дети любят фантазировать, воспользуйтесь этим, пусть ребенок рисует свои страхи, сочиняет сказки, в которых он сильный и смелый.

Если малыш боится темноты, замкнутого пространства – зажгите лампу, откройте дверь, положите ему в кровать любимую игрушку.

Учите преодолевать страх с помощью игр, рисования, проигрывания ситуаций (если боится врача - поиграйте в больницу; если боится темноты, поиграйте в разведчиков и т.д.).

Поощряйте развитие самостоятельности, пусть ребенок чувствует, что он многое умеет, многое знает.

Устранение страхов требует терпения и поддержки родителей. За страхи нельзя ругать, наказывать, стыдить.

Помните, что ребенок еще не может управлять своим поведением, поэтому словесные убеждения малоэффективны.

Не запугивайте ребенка (часто неосознанно).

Не злоупотребляйте просмотром фильмов, чтением сказок (см. выше).

Будьте терпимы к ребенку и помните, что в Ваших силах вытеснить страх из души малыша навсегда. Оставлять его там нельзя, потому что в будущем это может привести к проблемам (неврозы, повышенная тревожность, раздражительность, необщительность и т.д.).


Здравствуйте!

В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени", эмоциональный дискомфорт.

Виды тревожности

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму, но совсем избавиться от нее получается не у всех - у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, авиаперелетом или экзаменом.

Школьная тревожность - разновидность ситуативной тревожности. Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток - такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

 

Характерные черты тревожных детей

Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может "заразиться" тревожностью от близких.

Ребенок сильно нервничает во время занятий, постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

 

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

 

Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ..."

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.


Чрезмерная забота о ребёнке и тотальный контроль называется  гиперопека. Вследствие гиперопеки  ограничивается  самостоятельность ребенка. «Благодаря» такому типу воспитания дети могут вырасти слабовольными и инфантильными.

Существует 2 вида гиперопеки:

  1. Родители слишком мягки к ребёнку, сверхзаботливы. В такой семье ребёнок – любимец семьи, «главный» в семье». Воспитание направлено на то, чтобы уберечь дитя от всего, что может причинить ему неудовольствие.
  2. Родители – диктаторы: диктуют правила, которым должно быть всё в доме подчинено. Они убеждены, что все это делается во благо ребенку.

В обоих случаях у детей формируется слабый характер, пассивное отношение ко всему, неуверенность, низкая самооценка, трудности в общении с окружающими.

Наиболее распространенными причинами такого поведения родителей являются:

  1. страх за ребенка (желание уберечь дитя от опасностей);
  2. страх одиночества (боязнь быть бесполезным для ребенка);
  3. страх старости (родители хотят видеть своего ребенка всегда маленьким, т.к. его взросление напоминает о старости);
  4. нереализованная потребность родителей в любви и заботе (родители в детстве были ограничены в любви и заботе и стараются дать этого своему ребенку как можно больше)

Что делать?  

При тяжелой форме гиперопеки профессиональная помощь психолога требуется как ребенку, так и родителю. При легкой форме родители в силах сами исправить ситуацию и начать контролировать не ребенка, а свое поведение по отношению к нему:

  1. избегайте выражений о том, что вы лучше знаете, что нужно вашему ребенку;
  2. как можно чаще предлагайте ребенку выбор, например «Ты хочешь съесть конфету или пряник?» Если ребенок затрудняется в выборе, то просто оставьте рядом с ним и конфету, и пряник, пусть съест что захочет;
  3. уважайте желание ребенка;
  4. дайте ребенку свободу: пусть сам выбирает друзей, игры, одежду, сам выполняет домашние задания, одевается, обувается и т.д.;
  5. поощряйте общение со сверстниками, вмешиваясь лишь в критические моменты. Учите ребенка учитывать мнения и интересы других детей;
  6. ругайте при необходимости, но без унижения достоинства. Оценивайте не ребенка, а его поступок, чтобы ребенок знал, что «это не я плохой, а мой поступок»;

Сначала ребенку будет сложно - ведь он не привык сам что-либо решать. Но очень скоро он научится и вы удивитесь, каким разумным и самостоятельным может быть ваш ребенок.

Безусловно, родители должны всегда быть готовыми прийти на помощь, но это не обязывает их жить вместо своих детей. Лучше наблюдать и подсказывать, а не ходить по пятам и принуждать или делать все за них.

Добавил: Елена Алексеевна (Ласточка)

Ребенок-инвалид – не менее уникальный, чем любой другой. К его личности также нужно проявлять уважение. Ему нелегко социализироваться и адаптироваться среди «других» детей, поэтому задача родителей – максимально облегчить ему эти задачи. Именно от правильных действий семьи зависит, сможет ли такой ребёнок вырасти полноценным членом общества и не чувствовать себя ущемленным.

Есть немало примеров, когда инвалиды вырастают успешными и счастливыми людьми. К тому же, некоторые врожденные дефекты в течение жизни можно исправить. Благо, медицина шагает семимильными шагами. Поэтому родители должны максимально смягчить малышу условия жизни.

  1. Не пытайтесь опекать ребёнка чрезмерно, иначе он почувствует, что «не такой, как все» еще острее. Относитесь к ребенку, как к полноценной личности, стимулируйте его хорошие поступки и наказывайте за плохие. Если ребенок привыкнет, что может по одному крику получить желаемое, он просто начнет манипулировать родными. В таком случае вырастет обыкновенный эгоист.
  2. Никогда не указывайте ребёнку на его недостаток. Ваша задача – облегчить ему быт настолько, чтобы он не чувствовал себя неполноценным. Если ребёнок ездит на коляске – в доме не должно быть порогов и перепадов на полу, если ребёнок не слышит – семья должна использовать альтернативные методы коммуникации.
  3. Когда ребёнок подрастет, расскажите ему о его болезни и объясните, что люди нормально могут с этим жить. Если есть надежда на выздоровление – обязательно расскажите ему об этом. Он должен знать, что рано или поздно сможет быть наравне со своими сверстниками.
  4. Не ограждайте ребёнка от общения с другими детьми. Только так он сможет ощущать себя счастливым, а не одиноким.
  5. Старайтесь подбирать игры, исходя из возможностей ребёнка.
  6. Никогда не показывайте, что инвалидность ребёнка портит ваше настроение или взаимоотношения в семье. В противном случае ребёнок вырастет с чувством вины перед близкими людьми.

Чем раньше вы примете необыкновенность своего ребенка, тем быстрее он сможет это пережить. Гуляйте, отдыхайте, развлекайтесь – живите на полную катушку. Ведь если вы обеспечите ребёнку счастливое детство и круг общения, он гораздо легче сможет принять свой недостаток. Счастливые родители-счастливый ребёнок!


  Добрый день. Конечно, мы постараемся помочь вам и дадим рекомендации. Диагноз РДА – это очень сложный диагноз, и мы надеемся, что вы уже изучили достаточно литературы, где описывается аутизм (в том числе на нашем сайте в электронной библиотеке) и вам не будет в новость, что дети с одним и тем же диагнозом РДА не похожи друг на друга. Да, есть наличие общих симптомов, но способности и внутренние ресурсы у таких детей могут сильно отличатся. И очень многое зависит от вашего настроя и терпения. Будем надеяться, что наши советы Вам помогут. Итак, как же научить ребенка-аутиста выполнять Ваши просьбы? Прежде всего, помните, что данный диагноз всегда влечет за собой задержку речи и ребенку сложно следовать вашим инструкциям. Это приводит к проблемам в выполнении самых простых домашних поручений и может закончиться бурной истерикой. Выполнение следующих рекомендаций может помочь вашему ребенку научиться самостоятельно выполнять ваши просьбы дома и на улице.

  1. Составьте список основных заданий, которые вы обычно даете ребенку в течение дня.

На протяжении всего дня или недели записывайте все основные задания, которые вы обычно просите ребенка сделать в течение дня. Делайте заметки в телефоне или в блокноте, который всегда должен быть у вас под рукой. Инструкции для детей должны быть очень короткие. Попробуйте сформулировать любую инструкцию в нескольких словах («иди сюда», «остановись», «иди», «гулять», «вставай», «садись», «возьми меня за руку» и т.д.)

Например:

  2. Сделайте карточки (фотографии или рисунки), иллюстрирующие ваши задания.

  Выберите 15-20 самых распространенных просьб, используемых в течение дня при общении с ребенком (со временем число карточек можно будет увеличить). Важен визуальный сигнал.

  3. Следование инструкциям: обучение самим инструкциям.

  Теперь необходимо будет ознакомить ребёнка с карточками и объяснить, что они означают. Каждый раз, когда вы будете предлагать новое задание, показывайте ребенку карточку с изображением данного задания. Поначалу ребенку может потребоваться ваша помощь в выполнении задания, и только потом он сможет сделать это самостоятельно. После того, как ребенок выполнит инструкцию, с вашей помощью или без нее, начинайте хлопать в ладоши, хвалить ребенка и бурно радоваться за него. Если вашего ребенка сложно мотивировать предметом, то вы можете давать ему маленькие порции любимого лакомства или напитка после выполнения каждой инструкции.

  4. Работа над выполнением инструкций в повседневных ситуациях.

  После того как ребенок сможет выполнять все ваши задания во время игры с вами, то вы можете начать использовать эти же инструкции в повседневных ситуациях. Перед тем, как попросить ребенка что-то сделать, покажите ему карточку с соответствующей инструкцией. После этого помогите ребенку с выполнением задания и обязательно похвалите, как делали это во время игры. Детям с аутизмом или любым детям, у которых возникают проблемы с выполнением задания, могут понадобиться небольшие поощрения за выполнение каждой инструкции до тех пор, пока ребенок не станет успешен. Маленькие шоколадные драже могут идеально подходить для этой задачи, потому что они достаточно маленькие и не перебьют ребенку аппетит.

Карточки с инструкциями лучше всего все время держать при себе, для этого можно использовать сумку на пояс. Продолжайте использовать карточки в течение дня до тех пор, пока ребенок не обучится самостоятельно выполнять ваши просьбы без них. Это может занять какое-то время, будьте терпеливы и все получится!

  5. Уменьшение визуальных подсказок во время выполнения инструкций.

  Как только ребенок научится самостоятельно выполнять задания по карточкам, можно переходить от визуальной передачи информации к вербальной, и постепенно выводить карточки из процесса обучения. Вам необходимо будет попросить вашего ребенка что-либо сделать и проследить за его реакцией на вашу просьбу. Вы можете дать ребенку подсказку своими жестами или позой или указать на предмет, с которым необходимо сделать действие. Если ребенок не сможет самостоятельно справиться с заданием, произнесите задание еще раз и покажите соответствующую карточку. Варьируйте поощрение за выполнение инструкций, если ребенок выполнил задание с меньшим объемом. Не забывайте про систему поощрений, чем меньше ребенок будет использовать ваших подсказок в процессе обучения, тем больше вы должны его хвалить и поощрять. При длительном выполнении упражнений такого рода, ребенок научится выполнять ваши просьбы максимально самостоятельно.

  6. Обучение ребенка выполнению заданий, состоящих из нескольких шагов.

  Как только ваш ребенок научится выполнять несложные действия самостоятельно, с помощью этой же методики вы сможете научить его выполнять более сложные задания.

  Для этого в описании задания вам нужно будет использовать несколько карточек (шаг 1, шаг 2 и пр.), а затем, после закрепления визуального восприятия карточек, постепенно заменить их на вербальные просьбы без применения картинок.

  При регулярном использовании данной методики ваш ребенок обязательно порадует вас хорошими результатами. Во время занятий постарайтесь быть в хорошем настроении и веселом расположении духа, предоставляйте ребенку тонны похвалы и поддержки, и все получится!

Добавил: Ирина

5 причин, почему ребенок врет

  Детская ложь может быть развлечением, но чаще всего указывает на глубокие проблемы, которые нельзя игнорировать. О чем стоит задуматься, если ребенок врет? 

  Дети рано или поздно учатся врать. Лгут все, но те, кто не уверен в себе, – чаще других. Ребенок врет, чтобы избежать наказания или прибавить себе ценности в глазах сверстников или старших. Каждая проблема, которую скрывает детская ложь, требует от родителей особого подхода.

  1. Страх наказания

 Дети боятся, что их накажут. Особенно если родители не могут отказаться от нереалистичных ожиданий. Например, мама хочет, чтобы ребенок без напоминаний аккуратно складывал одежду и убирал со стола после еды. Когда ее спрашивают, сделал ли он это - отвечает «да», даже если на самом деле об этом забыл.

  В результате мама жалуется на то, что ребенок врет, но под этим скрывается совсем другая проблема – завышенные ожидания по отношению к ребенку. Он справляется с ситуацией, как может. Учитывая, что, возможно, еще не все умеет и у него нет права голоса в семье, ложь – просто способ адаптации.

  2. Повышение самооценки

  Школьники лгут, чтобы повысить свой статус и лучше выглядеть в глазах товарищей. Например, они рассказывают, что встретили рок-звезду, известного спортсмена или актера, или преувеличивают доход родителей. Если такое случается редко, можно не беспокоиться о том, что ребенок врет: хвастовство и «игры в суперменов» для детей – обычное дело.

  Но если ребенок вновь и вновь преувеличивает свой социальный статус, это значит, что он всерьез недоволен собой. В такой ситуации можно выяснить, почему он чувствует себя бесполезным или униженным. Может, на него не обращают внимания? Может, над ним смеются и унижают его?

  3. Протест

  Для многих детей ложь – способ пойти против ограничений, бросить вызов авторитету родителей. В возрасте 10–12 лет они чувствуют, что больше незачем рассказывать обо всем родителям.

  Поэтому дети могут солгать в ответ на вопрос, который воспринимают как проявление родительской власти и давления, контроля.

  4. Установление личных границ

  По мере взросления ребенок начинает остро чувствовать важность независимости, личной жизни и личного пространства. И чем больше родители стараются его опекать и контролировать, тем больше ребенок врет или недоговаривает. Частенько дети при этом еще и грубят, подчеркивая желание остаться наедине с собой.

  «Куда ты идешь?» – «Никуда». «Что ты делаешь?» – «Ничего». «Кто это?» – «Ты его не знаешь».

  5. Проблемы в семье

  Когда ребенок врет слишком много, это знак, что в семье что-то не так. Особенно это касается тех случаев, когда к вранью добавляются воровство и вандализм. Если жертвами детских пакостей становятся другие члены семьи, это заслуживает особого внимания – нередко это жест отчаяния, крик о помощи, гораздо более выразительный, чем слова.

  Часто такое случается с детьми, чьи родители подумывают о разводе. Устроить кражу или испортить родительскую вещь – часто такого рода поступки скрывают попытку заставить родителей объединиться снова, хотя бы на какое-то время. Эта мотивация не осознается ребенком, но его действия ясно говорят о его потребностях.

  Стоит так же обратить внимание на отношения в семье среди взрослых. Очень важно быть самому честным в кругу семьи и другим окружающим. Ведь дети пример берут с родителей.

  Михаил Степанович, надеемся, эта информация Вам помогла. Если остались вопросы и необходима встреча с педагогом - психологом - Вы можете обратиться в отделения помощи семье и детям нашего центра. Контрактные данные находятся в разделе "Контакты" сайта.  

Добавил: Михаил Степанович

   Понять, что ребенок боится не темноты, а тех, кто там прячется: привидений, чудовищ, волчка, который укусит за бочок... Как только гаснет свет, они появляются в углах, щелкают зубами и вот-вот приблизятся. Глазом чудовища может стать светящийся в лунном свете замок письменного стола, рычанием – скрип шкафа, лапой – тень от торшера или статуэтки.

Вы знаете, что в темной комнате нет ни волков, ни привидений, и пытаетесь развеять страхи малыша, ненадолго зажигая свет: «Ну видишь же, там никого нет!».

  Бывает и хуже – над ребенком начинают смеяться, называя трусом, или вообще закрывают в темной комнате, надеясь, что это отучит его бояться. Но для детей все эти существа реальны, и они снова появляются, как только свет выключается.

  Пойдите навстречу ребенку и разделите с ним его страх. Если он сам просит убрать с полки какую-нибудь игрушку или статуэтку, или говорит, что боится ее – уберите. Если просит оставлять в комнате свет – зажигайте ночник и не думайте, что сон при свете будет вреден ребенку. Проводить ночи в постоянном ужасе намного вреднее.

  Старайтесь, чтобы ребенок проводил больше времени со сверстниками, получал больше самостоятельности, но при этом был уверен, что вы рядом и, если что, готовы помочь - такие дети меньше боятся темноты. 

  Расспросите ребенка, как выглядят те, кто живет в темноте, когда они приходят, чего они боятся. Эти существа могут прийти из каких-то страшных сказок или мультфильмов, которые смотрел ребенок, и тогда они будут вполне конкретны: Людоед, Медведь, Кощей Бессмертный, Баба-Яга. А могут просто сгуститься из тревожной семейной атмосферы – дети часто начинают бояться темноты и живущих в ней существ, если родители собираются разводиться, если кто-то в семье заболевает.

  Не зная причины событий, дети, тем не менее, чувствуют, что «что-то не так», и эта тревога потом превращается в привидений и чудовищ. Ближе к 6 годам детей начинает интересовать тема смерти – они боятся умереть во сне, поэтому отказываются засыпать, тем более в темноте. Примерно в то же время дети начинают видеть страшные сны – и не хотят оставаться ночью в одиночестве, боясь кошмаров. 

  У вас может возникнуть желание переделать все сказки на добрый лад, убрав оттуда все неприятные события и всех злых персонажей и придумав хорошие финалы. Этого делать не нужно, потому что ребенку все равно через какое-то время придется встретиться со своими страхами, так что будет лучше, если справиться с боязнью ему поможете вы. 

  Не скрывайте от ребенка перемены, которые происходят в семье – рассказывайте ему и о проблемах, и о болезнях, подбирая слова, подходящие для его возраста. Расскажите и о том, что такое смерть – чем больше ребенок получает понятной для него информации, тем меньше он боится. 

  Чуть подробнее узнать о том, что тревожит ребенка, можно с помощью рисования. Предложите ему нарисовать привидение или чудовище, рассказать о нем, придумать имя, если его нет, представить, что он ест, с кем играет, а потом попробовать поиграть с ним и покормить. Рвать и выбрасывать рисунок со словами: «Мы его убили и победили!» не надо: после этого страх не пройдет. 

  Могут помочь игрушки-защитники: солдатики, которые будут дежурить на подоконнике и не разрешат влететь в окно Бабе-Яге, игрушечный танк, который будет стоять у кровати, пластмассовый пистолет, с которым ребенок захочет какое-то время спать – разрешите ему это. Когда страх немного ослабнет, изредка предлагайте ребенку поспать без ночника.

  В темноту можно поиграть днем – заберитесь с ребенком под стол, покрытый большой скатертью или пледом, концы которого будут достигать пола: пусть это будет шалаш. Или спрячьтесь вдвоем под одеялом, изображая двух зверьков, которым так тепло в норке. Одеяло и скатерть можно отбросить в любой момент, чтобы увидеть, что снаружи светло и не страшно – если эта игра понравится ребенку, предложите ему поиграть в нее одному или с любимой игрушкой. 

  Помочь ребенку справиться с боязнью темноты смогут герои детских сказок (а совсем замечательно, если сказки будут персонализированными). С помощью развитой фантазии малыши могут оживить любых персонажей, о которых Вы им рассказываете. Любимые герои, на которых ребенок хочет быть похож, помогут ему побороть страх. Например, расскажите ребенку, что Крошка Енот своей улыбкой отпугивает всех злых чудовищ и вместе купите малышу такую игрушку – специально для сна. Расскажите ребенку пару историй о том, как его новый друг справился с монстрами и плохими персонажами и он действительно поверит в силу игрушки. Обнимая ночью Крошку Енота, он будет уверен, что в полной безопасности!

Добавил: Эльвира (Ласточка)