Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Четверг, 25.04.2024, 05:19
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2018 » Декабрь » 14 » Музейная педагогика в работе с детьми с ОВЗ
08:20
Музейная педагогика в работе с детьми с ОВЗ

Родина для каждого человека - это место, где он родился, вырос и оно связано с далёким и близким прошлым, с его историей. В народе говорят, без прошлого не может быть будущего. Развитие представлений детей о своей малой Родине, о ее прошлом и настоящем воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Процесс этот длительный и сложный, ведь ни для кого не является секретом, что в наше время нравственность, традиции, патриотизм часто становятся лишь отвлеченными понятиями. Очень важно рассказать ребёнку именно в детском возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна.

С целью ознакомления воспитанников с историей, формирования чувства любви к Родине и расширения кругозора несколько лет назад в отделении для детей с ограниченными возможностями и был создан первый мини-музей. И вот уже 5 лет в работу отделения внедряется такая форма как Музейная педагогика. Ее идейным вдохновителем является воспитатель отделения реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ Глушак Галина Викторовна. Программа «Пойдем в музей!», которую она разработала совместно с методистом Лапутиной С.Я., является частью системы работы по нравственному и патриотическому воспитанию детей-инвалидов, находящихся на реабилитации.

Отчет о работе программы «Пойдем в музей» за 2018 год был представлен Галиной Викторовной в декабре на педагогическом совете.

Конечно, в условиях нашего отделения невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей, родителей и сотрудников центра. Наши воспитанники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать руками ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей– это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Наш мини- музей существует совсем с недавнего времени, но в нем уже создано немало экспозиций .

Самой первой появилась экспозиция «Русская изба». Посещая ее ребята знакомятся с устройством избы, предметами быта, историей русского костюма.

В музее «Моя Родина-Россия» дети знакомятся с историей создания нашего государства, историей появления герба и гимна России, узнают как велика и прекрасна страна, в которой они живут, сколько национальностей в ней мирно сосуществуют!

С первых майских дней начинает работать мини-музей «Я помню, я горжусь!» Посещая эту экспозицию, дети узнают какой ценой была завоевана победа в Великой Отечественной Войне, знакомятся с пионерами-героями. Хочется отметить, что многие сотрудники нашего отделения поделились фотографиями своих родственников-участников войны и рассказали о том, как эти люди защищали нашу Родину.

Экспозиция «История чая» тоже очень интересна для детей. Прослушав рассказ воспитателя о том, как появился чай, какие бывают сорта чая, дети смотрят интересный фильм о самоваре. Ну а потом с удовольствием пьют чай из настоящего самовара с традиционным русским лакомством- баранками!

А еще все дети любят сладкое и особенно шоколад! Поэтому как было не создать самую сладкую экспозицию! Побывав в мини-музее «Шоколадно-аппетитная история» ребята узнают много интересного о любимом лакомстве, в том числе и о том, как выбрать в магазине настоящий шоколад.

Пожалуй, самая многочисленная по количеству экспонатов (только одних шаров более 50 штук!), самая интересная и самая любимая экспозиция и детей, и взрослых «История новогодней игрушки»! Под звучание новогодних мелодий дети узнают, откуда пришла к нам ёлка, почему появилась традиция украшать ее шарами, из каких материалов делались в старину елочные игрушки, что такое Рождество и почему появился Старый Новый год.

А как интересен нашим воспитанницам Музей Куклы, ведь кукла-самая популярная игрушка у девочек! Но игрушкой она была не всегда. В начале своей истории она была оберегом и даже участвовала в жертвоприношениях! А много лет спустя у богатых европейских модниц она служила в качестве подарка-фарфорового маникена, одетого в самую модную одежду того времени из бархата и шелка. На Руси куклы были обрядовые, обереговые и календарные и делались они из льняных и ситцевых лоскутков. Любимая современными детьми кукла Бари появилась более пятидесяти лет назад. С такой информацией воспитанники знакомятся при посещении «Музея куклы».

В нашем мини-музее «История часов» можно узнать как заводить настоящий будильник, увидеть часы с кукушкой, надеть на руку командирские часы, ну и, конечно, научиться ценить время, посмотрев старый фильм «Сказка о потерянном времени».

Совсем недавно с помощью сотрудников, детей и их родителей в нашем центре появилась новая, интересная выставка под названием «Кошкин дом», ведь детвора очень любит этих животных. Каких только нет кошек на этой выставке: кошка-подушка, кошка-флюгер, японская кошка-копилка-«Манеки», кошки-календарики, котята связанные из пряжи и сшитые из ткани, кошки-пазлы и так далее.

Есть еще новые мини-экспозиции Музей маленькой пуговицы и Музей «Пираты и море», который был посвящен летней реабилитационной тематической смене «Ласточка-остров сокровищ», о них можно узнать, посмотрев презентацию.

Таким образом, музей способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор представлениями о мире. Эта форма работы необычайным образом объединяет всех: детей, сотрудников и взрослых, принося не только знания, но и самые положительные эмоции. Ну и конечно новые идеи для экспозиций!!!

Просмотров: 436 | Добавил: Ласточка | Рейтинг: 4.6/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]