Понедельник, 21.08.2017, 14:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2016 » Декабрь » 12 » В отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями прошел семинар «Методики и приемы работы с детьми с аутизмом»
02:46
В отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями прошел семинар «Методики и приемы работы с детьми с аутизмом»

Социальная адаптация детей  с нарушениями развития является важнейшей задачей специалистов, занимающихся реабилитацией детей с ограниченными возможностями.  В отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями нашего Центра проблема помощи детям и семьям с ребенком-аутизмом стоит достаточно остро и привлекает к себе пристальное внимание педагогов, психологов, врачей: в 70% случаев обращения к специалистам с  проблемой недоразвития речи у детей  обнаруживаются признаки расстройства аутистического спектра. Как правило, к моменту обращения к специалистам дети уже достигают возраста 5-6 лет, и родители начинают бить тревогу тогда, когда проблема приобрела масштабный характер и затрагивает все сферы жизнедеятельности ребенка, начиная с речи и заканчивая личностными расстройствами и аффективным поведением. По данным статистики, детский аутизм занимает четвертое место среди нервно-психической патологии в детском возрасте, интеллектуальная недостаточность наблюдается более чем в половине всех случаев детского аутизма. Кроме того, темп роста аутизма увеличивается в 21 веке на 10-17% каждый год. Значительные трудности обучения, воспитания, социальной адаптации, обусловленные спецификой нарушения, определяют высокий процент инвалидизации в этой группе в дальнейшем. При отсутствии своевременной диагностики, адекватной и систематизированной помощи, доброжелательной и грамотной поддержки окружающих, большая часть таких детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. Как правильно организовать социальную работу с такими детьми и их родителями в нашем центре, как построить коррекционную работу с таким ребенком и его семьей, возможно ли преодоление аутистических тенденций у детей и какие технологии способствуют постепенному вхождению аутичного ребенка в социум – вот основные вопросы, которые были рассмотрены в ходе проведения семинара «Методики и приемы работы с детьми с аутизмом».

Опытом своей работы по оказанию помощи таким детям и их семьям делились специалисты отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями – учитель-логопед Логинова Светлана Владимировна и учитель-дефектолог Чех Оксана Николаевна. Более 10 лет Светлана Владимировна работает с детьми с таким расстройством как аутизм. В своем докладе она рассказала о клинической классификации заболевания, психологической классификации детского аутизма, позволяющей различать качественно разные типы аутизма и определять подходы к диагностике, психологической коррекции, воспитанию и обучению аутичных детей. Были даны понятия классический аутизм, ранний детский аутизм (РДА), атипичный аутизм, расстройство аутистического спектра (РАС). Вместе с педагогами и медиками в ходе выполнения практического задания был составлен портрет ребенка-аутиста и выделены его особенности поведения. Светлана Владимировна рассказала о современных методах и технологиях работы с такими детьми: таких как холдинг-терапия, поведенческая терапия, познакомила с системой альтернативной и поведенческой коммуникации, такой как «go-talk», карточками с изображением «pecs» для выражения своих желания, потребности и чувства детьми с аутизмом.

Доклад Чех Оксаны Николаевны продолжил практическое знакомство со способами работы с детьми с аутизмом. Эмоциональный окрас доклада был усилен благодаря высказываниям, взятым из книги известного бельгийского ученого Тео Питерса «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию». Лекцию об особенностях восприятия у аутистов и сложнейших гипо- и гепербализированных нарушениях слуха, тактильности, зрения, обоняния, вкуса, вестибулярного аппарата, Оксана Николаевна сопровождала высказыванием аутиста: «Пожалуйста, помните о том, что существует большая разница между тем, чего я не хочу, и тем, чего не могу делать». «Пожалуйста, акцентируйте внимание на том, что я умею, а не на том, что мне не доступно»,  «Пожалуйста, относитесь терпеливо к моему ограниченному словарному запасу»  - вот те высказывания которые позволяют понять речевые особенности аутиста.

Весь семинар, посвященный аутизму, прошел под одним лозунгом – «Помогите ребенку-аутисту и его семье чувствовать себя полноценными членами общества». Такие дети испытывают огромные трудности взаимодействия и требуют социальной поддержки. Однако вместо этого встречают непонимание, недоброжелательство, получая тяжелые душевные травмы. В ходе семинара был сделан общий вывод о необходимости создания оптимальной среды для таких детей во время их реабилитации в отделении, а для этого важно создание ресурсных групп с детьми с нормой поведения и интеллекта и работа в малой подгрупповой работе. Кроме того, важна работа, направленная на информационное просвещение родителей таких детей. Ведь отрицание родителями  данного психиатрического диагноза ребенка только затягивает процесс успешной социализации, травмирует ребенка, к которому предъявляют общепринятые нормы и способствует рождению стремления такого ребенка «противостоять всему миру». Ведь запрос родителей, попавших на реабилитацию – это только речь. А важно социализировать ребенка, научить доступным для них возможностям коммуникации. Поэтому, для того, чтобы полноценно работать с данной категорией детей в системе реабилитации необходимо обучать родителей по программе тьюторства, ведь только родитель – проводник аутичного ребенка, как в мир людей, так и в мир в целом.

Просмотров: 125 | Добавил: Ласточка | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]