Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Среда, 11.12.2024, 10:23
Приветствую Вас, Гость
Главная » FAQ » Вопрос учителю-логопеду [ Добавить вопрос ]


Здравствуйте!

Алалия – это полное отсутствие речи либо ее недоразвитие у детей при нормальном интеллекте и слухе. Данное нарушение является результатом повреждения речевых областей головного мозга в процессе рождения. Также оно может появиться из-за заболевания нервной системы или сильной травмы черепа, перенесенной ребенком еще в доречевом периоде жизни. Изначально алалию называли слухонемотой и никак не лечили. Алалия бывает различной степени – от самой тяжелой, когда ребенок не говорит до 12 лет, до легкой, больше напоминающей общее недоразвитие речи. 

Алалия – это нарушение, связанное с поражением головного мозга, которое проявляется у ребенка отсутствием способности к разговору. Важно отличать таких больных от тех, у кого нарушен слух и интеллект, – с умственной отсталостью. Дети с алалией способны реагировать на звуки и воспринимать информацию. Умственное развитие может нарушиться у ребенка только из-за отчуждения, педагогической запущенности, невозможности усвоения учебной программы и слабой памяти. 

Нарушения речи у детей групп с Тяжелым нарушением речи (ТНР) можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза); заикание.

Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания.

Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия).

Основными проявлениями моторной алалии являются:

· задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы – к 3-4 годам, у некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи до 4-5 летнего возраста);

· наличие той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических);

· удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно).

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга.

Ребенок при сенсорной алалии понимает отдельные слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. При сенсорной алалии грубо искажена и экспрессивная речь. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим), иногда – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.

Речевая алалия требует очень длительного лечения и комплексного подхода. В отделениях реабилитации центра «Ласточка»  работа проводится учителем-логопедом.

Главные особенности коррекционной работы с детьми с алалией в нашем учреждении:

1. Процесс в первую очередь направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания. 

2. Уделяется внимание мелкой моторике: дети учатся раскрашивать, штриховать, играть с мозаикой, завязывать узелки и т. д. 

3. Эффективным для развития речи у детей с алалией является использование ритмики и логоритмики. На этих занятиях музыка, речь и движение сочетаются в различных упражнениях и формируют речедвигательную деятельность. Также происходит развитие памяти и личностного развития детей. 

4. Для активизации речи важна практика общения на доступном ребенку уровне: операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом. 

5. Важным считается развитие анализаторов – зрительного, слухового и тактильного. 

6. Применять необходимо только игровую форму работы. 

7. Обязательно использование наглядного материала: различной символики, материалов окружающей среды, картинок, сопровождения действий речью и т. д. 

8. Воздействие должно быть направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков.

Если у пациента алалия, занятия с логопедом очень важны. Они должны проводиться регулярно. Логопедический массаж активно используется при таком речевом нарушении, как алалия. Лечение направлено на стимуляцию мышц, которые участвуют в процессе формирования звуков. Для этого проводят массаж при помощи пальцев или специальных логопедических зондов. Физиотерапевтическое лечение также применяется у детей с алалией. Среди основных методов – лазеро-, водо-, магнитотерапия

Добавил: Жанна Владимировна

Да, Диана, вы можете получить логопедическую помощь. Во-первых, это диагностика. В ходе ее проведения учитель-логопед обследует Вашего ребенка не только на предмет произношения и сформированности речи, но и оценит уровень развития познавательных процессов. 
Речь не является функцией органов артикуляции. Это, прежде всего,результат согласованной деятельности как речевых, так и не речевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия, и зависит от уровня их развития. Поэтому специалист должен точно знать и рассказать Вам, почему ребенок плохо разговаривает. Затем логопед разработает индивидуальную программу работы с ребенком и с Вами. Т.к. любые логопедические занятия требуют закрепления дома. В программу может входить комплекс логоритмическихупражнений, артикуляционная и дыхательная гимнастика,  упражнения на формирование слухового восприятия, занятия по развитию речиЕсли ваш ребенок будет посещать наше учреждение, то закреплять знания он будет не только дома, но и на группе. Кроме того, в систему работы по программе логопед может включить занятия с использованием тренажера БОС-дыханиеВсе занятия, включенные в индивидуальную программу реабилитации проходят от простого к сложному. Самым важным является их системность. Ребенок с инвалидностью может посетить наше отделение 4 раза в год. От частоты посещений в год и комплексной работы со специалистами будет зависть общий результат.

Добавил: Диана (Ласточка)

Здравствуйте, Светлана. Возраст вашего ребенка и наличие указанных проблем свидетельствует о том, что Вам нужна прежде всего консультация детского невролога. В любом случае, если родитель испытывает тревогу по поводу развития ребенка, начинать искать ответы на опросы нужно с похода к опытному детскому неврологу. Ведь работа логопеда с ребенком начинается как правило с пяти лет, тогда становится возможным выставлять логопедические диагнозы и работать над постановкой звуков, развитием речи. К этому времени у ребенка должен быть сформирован артикуляционный аппарат. Поэтому до этого возраста вся работа всегда сводится к артикуляционной и дыхательной гимнастике, сенсорному развитию, развитию умения классифицировать предметы, устанавливать связи.  Если же проблемы в развитии речи ребенка зависят от органических проблем, связаны с поражением головного мозга, то  вам необходимо обращаться за помощью к дефектологу, а не логопеду. Правильная и своевременная постановка диагноза у невролога, сопутствующее неврологическое лечение и затем взаимодействие с опытным педагогом с дефектологическим образованием,  всегда дают положительный результат. В нашем центре учитель-дефектолог работает с детьми с трех лет.  

Добавил: светлана

Здравствуйте, Марина. Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало, а достаточно. При этом отметим, что при подходящей родительской стратегии, игрушками становятся и палочки, найденные на улице, и настоящие кастрюли, и папины старые носки.

Отдельных игрушек для развития именно речи не так много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели, однако мы приведем здесь необходимый перечень игрового материала с указанием, каким образом он воздействует на речевое развитие.

Общие правила выбора и использования игрушек для развития речи:

  1. Соответствие игрушек реальным предметам и объектам по цвету, форме и пр. Например, стоит избегать покупки розовых обезьян или кукол с излишне крупной головой. При выборе деревянных рамок-вкладышей или картинного материала также необходимо следить за реалистичностью изображений.
  2. Разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Например, пирамидка может быть деревянной, связанной, свалянной из шерсти, пластиковой, резиновой и пр., а мячики для игр могут звенеть, сверкать, шуршать, колоться и т.д.
  3. Сенсорные свойства игрушки должны подходить конкретному ребенку. В связи с тем, что у детей с отсутствием речи часто встречаются нарушения модуляции сенсорной информации, выбирая игрушку, задумайтесь: не испугается аи ребенок зайчика, сшитого из настоящего меха? не слишком ли шершавая игрушка? достаточны ли яркие цвета у этой пирамидки? и т.п.
  4. Сортируйте игрушки по коробкам, ящикам и пр. в зависимости от стоящих перед вами задач. На одной неделе для вас актуальны коробки, в одной из которых лежат все звери, а в другой - птицы. На следующей - в одной коробке будут лежать мягкие, а в другой — колючие предметы. На такие коробки, корзинки и мешочки лучше наклеить значок - обозначение, что будет способствовать развитию инициативы ребенка по выбору игры. Внимание! Не заставляйте неговорящего ребенка убирать игрушки самостоятельно одной фразой «Убери игрушки!», он вполне может не согласиться не потому что, не хочет, а потому что не понимает, как это сделать. Помогите ребенку сортировать игрушки, превратив это в игру.
  5. Для развития мотивации и преодоления негативизма иногда стоит завести одну игрушку-героя ваших занятий. Например, зайчик или фея, или пират, который от своего лица просит ребенка сделать что-либо, а также выдает поощрения (в частности, лакомство). В случае, если ребенок вел себя негативно, то именно зайчик или пират не дадут ему лакомство, а не мама.

Примерный перечень необходимых игрушек

  1. Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них, Ошибочно считать, что куклы не нужны мальчикам. Именно на кукле ребенок учится имитировать действия взрослого, а способность к имитации чрезвычайно важна для развития речи. Куклы могут быть: мальчиками и девочками, взрослыми и малышами. Фигурки людей используются в сюжетных играх, позволяют развивать словарь. Например, фигурки в одежде, атрибутивной для профессий: фигурки повара, доктора и пр. для закрепления названий профессий и развития понимания глаголов: «лечит», «готовит» и пр. Фигурки членов семьи для отработки понятий: старше - младше, брат-сестра, сын-дочка, высокий - низкий. Фигурки сказочных персонажей: гномов, фей, пиратов, русалок и пр. позволяют обогатить словарь редко встречающимися глаголами: колдует, ныряет, хулиганит и В европейских странах и США в продаже имеются фи- гурки людей с инвалидностью.
  2. Фигурки животных. Для неговорящих детей лучше подобрать тех животных, названия которых имеют простую слоговую структуру, доступную для повторения неговорящим ребенком: коза, пума, лиса, сова, медуза, киса, бык, панда и т.п. Помимо закрепления названий самих животных, у ребенка появляется возможность в игровой форме запомнить глаголы, обозначающие способы передвижения (плавает, прыгает, летает), приема пищи (грызет, жует, лакает), звучания (мычит, блеет); или прилагательные: злой, полосатый, колючий. Желательно, чтобы одно и то же животное было представлено в разном типаже: резиновый еж, пластиковый, связанный, свалянный из шерсти и пр., а также одного типа, но разные по виду: несколько разных резиновых ежей. И тогда вы сможете сформировать у ребенка еще и грамматические показатели: еж - ежи - ежата.
  3. Игрушки и наборы для сюжетных игр: в доктора, в почтальона; в «званый ужин», в «нашествие инопланетян», в «приготовление лекарств» и пр. Здесь используются как готовые игрушки, так и самодельные.
  4. Игровые наборы для проигрывания сказок. Например, для игры в сказку «Колобок» могут быть использованы перчаточные куклы, пальчиковые куклы, конструкторы сказки, фигурки животных и колобок из настоящего теста.
  5. Мешочек и зеркало для артикуляционной и дыхательной гимнастики. Зеркало может быть любым, интересным для ребенка: зеркало от шкафа-купе или настольное зеркало на витой ножке, «как в сказке». В мешочке будут лежать: специи для сплевывания (душистый перец, кардамон и пр.) с кончика языка; грецкий орех, фундук, миндаль в скорлупе для перекатывания языком из стороны в сторону; ложки с разной поверхностью, в т.ч. с рельефной для облизывания; различные свистульки и тренажеры для дыхания; пипетка для капания разной по вкусу жидкости на кончик языка; марлевые салфетки для выталкивания языком из-за щеки; деревянные пробки из-под шампанского для удержания губами; палочки корицы для удержания между губами и носом. Как видите, артикуляционная гимнастика — это не только произвольные упражнения на движения языка перед зеркалом, их лучше оставить для более поздних этапов.
  6. Игрушечная еда для кормления животных и отработки предложно-падежных форм: «коза ест сено, собака ест мясо, кошка пьет молоко» и т.п. А затем: «мишка ест малинУ, собака косточкУ» и пр. Рыбку дадим кому? МишкЕ, лисЕ, кискЕ» и пр. А также для закрепления близких по значению глаголов: жарить-варить-печь; развитию пониманию относительных прилагательных: хлебный, овощной, яблочный.
  7. Дидактические игры и игрушки:
  • Разные пирамидки и конструкторы, при их сборке стимулируйте ребенка к проговариванию цепочек слогов. Одно колечко - «та», второе — «то», третье — снова «та» и т.д. При строительстве башен из кубиков, учите ребенка соблюдать ритм, чередуя кубики разной формы или цвета в заданной последовательности: красный - белый; красный - красный - белый.
  • Тематические рамки-вкладыши и пазлы по самым разным темам: «животные», «фрукты», «машины» и др. Когда ребенок собирает такие пазлы, вкладывает в рамку контурные части, сопровождайте его действия комментарием или вопросами: «Это капуста. Вставь теперь что-то колючее/кого-то зубастого».
  • Лото и картинки-сцепки. Сейчас в продаже появилось множество мультисенсорных лото, когда ребенок должен выбрать подходящую картинку или игрушку по запаху, фактуре и т.п. Подобные лото можно изготовить самостоятельно. Например, подготовив разные по вкусу/цвету/запаху/фактуре наполнители для одинаковых баночек и изображения этих наполнителей. Ребенку нужно будет попробовать содержимое баночки и соотнести с соответствующей картинкой.

8.       Сенсомоторные игрушки:

Набор разнофактурных мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному, сделанных из ротанга, суджок, из искусственной зелени, разные клубки ниток.

  • Корзина с массажерами: пуховками, каталками, че-салками, щетками, зубными щетками, прищепками и пр.
  • Корзина с разнофактурной тканью разного размера: в нее можно заворачивать ребенка, можно на ней сидеть, раскладывать ее для животных, имитируя среды обитания (голубая ткань — вода, желтая — песок); подбирать парные лоскуты; играть в прятки и пр.
  • Наборы «марблс» (стеклянные шарики для аквариумного дизайна): из них выкладывать ритм, сочетая с проговариванием слогов; использовать в качестве имитации еды (красный - это помидор, оранжевый - это морковка и т.п.), выкладывать из них узоры, как из мозаики.
  • Резиновые игрушки — ежки для коммуникативных игр, развития тактильных ощущения и снятия психоэмоционального напряжения.
  • Оборудования для развития сенсорной интеграции: «яйцо Кислинг», утяжеленные одеяла и подушки, гамак или качели, маты, фитболы с различной поверхностью и пр.
  • Набор свечей: в виде животных или предметов, разных по форме, величине, цвету для развития понимания речи и навыков самоконтроля: «Задуй красную свечу, подуй на зайчика».
  • Набор музыкальных инструментов. Желательно, чтобы это были не игрушечные инструменты с синтезированным звуком, а настоящие инструменты, интересные и необычные для ребенка: ахоко, музыка дождя, этнические маракасы и пр.
  • Аудиовизуальные приборы: микрофон для пропевания различных слов и наушники для прослушивания бытовых шумов (воды, шуршащей бумаги и т.п.).
  • Светодиодные светильники, оптоволоконные предмета интерьера, проекторы звездного неба.
  • Наборы разнофактурной бумаги для нахождения в ней картинок с изображениями нужных слов, а также для закрепления глаголов-действий: рвать, резать, бросать, дуть и т.п.
  • Подобранные живые растения, листья которые имеют разную фактуру, цвет, запах. Например, лоток с пряными травами или, например, растения, обладающие определенными свойствами: нефролепис – защищает ребенка от стресса и перенасыщенности информацией.
  • Драгоценные и полудрагоценные камни, имеющие различные тактильные свойства, а также литотерапевтический эффект, например, аметист в литотерапии стимулирует речевое развитие.

9.       Развивающие фото-книги. В результате накопления определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может появиться целая коллекция: эмоций ребенка и членов семьи; его занятий (пьешь, ешь, одеваешься, читаешь, спишь и пр.); его любимых игр и игрушек. Подобные фото-книги являются важным инструментом для развития, поскольку позволяют эмоционально подкрепить ежедневную деятельность, очень помогут вам в очереди или в поездке занять малыша с пользой.    

10.     Песочница с обычным и кинетическим песком или песочный стол для рисования.

11.     Исследовательские корзины или сумки. Например, мамина сумка», в которой лежат мамины: часы, помада, тени и др. предметы с простыми названиями. Или же корзина с разными предметами, собранными по дому: резиновыми, стеклянными, деревянными и т.п.

12.     Корзины с природным материалом для изучения его свойств: мягким мхом, гладкими камнями, легкими перьями, наливными яблоками, ароматной корицей и пр.

13.     Кукольные дома и предметы интерьера для них (это могут быть также рыцарские замки или пещеры первобытных людей) для формирования предметности лексики, создания образца фразы: «утюг, чтобы гладить».

14.     Куклы или зверята с комплектами одежды так для развития грамматических показателей: «Оденем Вике пана-мУ, юбкУ, курткУ»

15.   Игры типа «мемори», которые позволяют закрепить названия нужных слов.

Добавил: Марина

Если ребенок не произносит к трем годам большинство звуков (более 10-15).

Если ребенок к 4,5 лет не произносит звуки: с, сь, з, зь, л, ль.

Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь.

Если Ваш ребенок к трем годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.

Если у Вашего ребенка расщелина губы-неба в любом возрасте.

Если у Вас есть нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это можно в любом возрасте.

Если у Ваших родственников случился инсульт или черепно-мозговая травма, то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только, в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

Добавил: Елена (Ласточка)

Здравствуйте, Наталья. Существуют специальные методики формирования речи через обучение глобальному чтению, либо через введение альтернативных систем. Однако, прежде чем использовать альтернативные средства (например, карточки) следует попробовать все способы актуализации звучащей речи, то же касается вопроса замены устной речи на письменную.

  • Организовать режим дня, наполнив его повторяющимися сенсорными стимулами
  1. Ложиться спать, просыпаться, купаться, кушать и пр. примерно в одно и то же время, комфортное для всей семьи.
  1. Регулярно посвящать одни и те же дни недели определенному занятию. Например, четверг - день творчества, и оно будет преобладать над другими видами деятельности, а воскресение — день чтения и т.п.
  1. Проводить речевые занятия в одно и то же время, посещать логопеда в одни и те же дни недели.
  2.  Будить ребенка с помощью регулярных сенсорных стимуляций. Например, включать приятную музыку: детский джаз в сочетании с шумами моря; классическую музыку; проводить легкий игровой массаж, либо использовать пуховки, кусочки меха или же, наоборот, (в зависимости от типа чувствительности ребенка) мочалки из люфы и колючие шарики суджок; подносить к лицу ребенка свежеиспеченный кусочек хлеба для активации коры головного мозга приятным запахом и т.п.
  1. Стимулировать тактильную, проприорецептивную и вестибулярную чувствительность (выборочно, не все сразу) перед сложными, важными для ребенка задачами, либо режимными моментами, вызывающими у ребенка негативизм.
  1. Предоставлять время для реализации потребности в активности и возможность самостоятельно выбирать тип деятельности.
  1. Визуализировать расписание ребенка с помощью фотографий» на которых изображен ребенок, выполняющий те или иные действия.
  1. Гулять не менее 2 часов в день с целью насыщение организма кислородом, который является необходимым компонентом для расщепления глюкозы - основного источника энергии для нервной системы.
  2. Определить систему питания, насытив ее по возможности полиненасыщенными жирными кислотами (добавляя в еду перемолотое (льняное семя, различное нерафинированное масло), витаминами группы В (зеленая гречка, орехи, курага, картофель, рыба, яйца и др.), глюкозой (виноград, бананы, тыква, черешня и пр.).
  1. Сократить количество просмотра мультфильмов и игры на компьютере (в т.ч. телефоне, планшете) до 20 минут в день! Выключать телевизор, когда его не смотрят, исключая фоновый шум, на который рассеивается внимание ребенка.
  1. Перед сном настраивать ребенка на отдых, принимая теплую ванну, просматривая диафильмы или читая сказку, или просто удерживанием ребенка в объятиях на коленях.

 

  • Оборудовать детскую комнату или детский уголок
  1. Повесить гамак и/или качели.
  2. Поставить кресло-качалку.
  3. Соорудить вигвам, палатку или домик из картонных коробок.
  4. Разложить на полу разнофактурные коврики: овечью шкуру (можно искусственную), ковролин, коврики-букле и пр.
  5. Купить фитбол, а лучше два: маленький с рельефной поверхностью и большой гладкий.
  6. Повесить небьющееся зеркало.
  7. Купить зеркальный шар, развесить гирлянды.
  8. Купить коляску для куклы/тележку для игрушек/ корзину для покупок, сложить в нее шары с водой или другие тяжелые игрушки.
  9. Купить утяжеленные одеяла, подушки, шарфы и т.п.
  10. Установить настольный фонтан/лавовую лампу.
  11. Повесить при входе в детскую реллинг с привязанными на него разнофактурными лентами, канатами и пр.
  12. Сделать коробку с вибрирующими игрушками.
  13. Купить интерьерные куклы, набитые травами или ароматизированные кофе/корицей.
  14. Завести мягких питомцев-грелки с вишневыми косточками и/или просом с лавандой.
  15. Оснастить комнату разнофактурными комнатными растениями.

 

  • Ходить вместе за покупками по заранее составленному списку

Список готовится совместно с ребенком путем подготовки таблицы, где левая колонка — фотография/вырезка из газеты или рекламного каталога с изображением того, что нужно купить, а правая — пустая клеточка для галочки. Помогите ребенку совершить покупку самостоятельно: найти в магазине необходимое, положить в тележку, расплатиться на кассе.

 

  • Заниматься домашними делами вместе
  1. Готовить суп: ребенок подает вам необходимые ингредиенты;
  2. Разбирать сумки с покупками;
  3. Разбирать, продукты в холодильнике, вещи в шкафу, пуговицы в коробке для рукоделия;
  4. Закладывать в стиральную машину и развешивать выстиранные вещи;
  5. Ухаживать за комнатными растениями и домашними питомцами ;
  6. Загружать и разгружать посудомоечную машину.

 

  • Разнообразить культурную программу

Вместе с ребенком посещать детские библиотеки, музеи, зоопарк и пр. В один день посещать не более одного заведения с целью предотвращены перегрузки ребенка.

 

  • Рисовать необычными, техниками с целью сенсорного развития

Рисовать можно: самодельными красками, изготовленными из муки, воды и пищевых красителей; пластилинов; овощами и фруктами, испачканными в краске; пальцем или палочкой корицы на разных но запаху и цвету скрабах для тела; йогуртом или водой, смешанными со специями разных цветов (паприкой, петрушкой, черным кунжутом, карри, корицей) на бумаге или металлических крышках; рисовать на песке или манке; рисовать овощными или фруктовыми пюре, свежими ягодами; специальными фломастерами на стене в ванной или окне в детской комнате.

 

А главное проводить столько времени вместе с ребенком и таким образом его организовывать, чтобы всем участникам процесса это приносило удовольствие. Удачи вам и высокого уровня языковой способности вашим детям!


Здравствуйте. В нашем центре принимают логопед и дефектолог, и они смогут ответить на волнующий Вас вопрос, если Вы свяжетесь с нами по телефону 8-950-287-22-24. Специалисты социальной службы пригласят логопеда или дефектолога к телефону. Если специалисты будут заняты – Вам перезвонят.

Однако, для того, чтобы подготовиться к телефонной консультации, предлагаем вам сформулировать ответы на следующие вопросы:

  1. Наблюдается ли ребенок у детского невролога? Есть ли в анамнезе ребенка неврологический диагноз?
  2. Как развиты у ребенка культурно-бытовые навыки: сам ли ест, одевается?
  3. Посещает ли ребенок детский сад?
  4. Какие особенности развития Вашего ребенка вы могли бы отметить: как он контактирует с Вами, с другими детьми; устанавливает ли контакт, или «живет» сам по себе; эмоционален, с удовольствием общается с другими людьми или замкнут, плачет?
  5. Ведет ли себя неестественно в новой ситуации: замыкается или кричит, бьется головой, раскачивается?
  6. Понимает ли ребенок Ваши инструкции, выполняет ли их?
  7. Смотрит ли ребенок в глаза, когда с ним общаются, играют?
  8. Есть ли в поведении Вашего ребенка повторяющиеся движения, застревания на определенном действии, «ритуалы», без которых он не может жить?
  9. Как ребенок проявляет себя в игре: просто играется с игрушкой, манипулируя ей, обследует ее, берет в рот; выполняет игровые действия, просит поиграть с вами; выполняет сюжетные действия: дает кукле попить, качает, сажает за стол?
  10. Может ли выполнять творческие задания: как рисует, как держит карандаш, делает ли аппликации?
  11. Собирает ли ребенок пазлы из нескольких элементов, строит ли фигуры, играет ли в кубики?

 

Это приблизительный перечень вопросов, которые помогут специалисту и Вам определить: отклонятся ли развитие Вашего ребенка от нормы. Ведь процесс формирования речи – это высший психический процесс. Ему предшествует период познания ребенком мира звуков и предметов, понимания обращенной речи, выработка умений выполнять определенные действия, играть с предметами, выполнять инструкции, определенные действия и задания. Нарушения речи – это результат «сбоя», специалисту важно выяснить, где произошел сбой, найти дефект. Этому помогают разные методы диагностики. Поэтому, после телефонной консультации, скорее всего, Вам будет предложено:

  1. Записаться на курс реабилитации в наше отделение. Если ребенок не посещает дошкольное учреждение, имеет отклоняющееся поведение, посещение центра будет обязательно в сопровождении с Вами. Вы сможете получить консультации специалистов, Вас обучат, как заниматься с ребенком дома.
  2. Найти в Вашем городе хорошего логопеда и дефектолога и активно заниматься в направлении развития его познавательных процессов и, соответственно, речи.
Добавил: лилия ахметова

   Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

  Если вам пришлось услышать от логопеда об ОНР (общем недоразвитии речи), обязательно уточните, какой уровень ОНР у Вашего ребёнка. Общее недоразвитее речи – это довольно неприятное, системное нарушение речи, которое, однако, вполне можно преодолеть при условии систематической работы ряда специалистов за 2-3 года.

  Бывает три уровня ОНР, из которых первый – самый низкий (ребёнок общается только отдельными слогами – лепетными словами), а третий – самый высокий, его ставят детям с 4 лет. При третьем уровне ребёнок активно общается, но его речь просто «кишит» неточностями, как смысловыми, так и грамматическими. Естественно, при всех уровнях, так или иначе нарушено звукопроизношение.

  Несмотря на то, что ОНР - наиболее часто встречающийся диагноз, многим, помимо него, приходится узнать ещё и о дизартрии.

 Дизартрия – нарушение звукопрозносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

  Дизартрия (нарушение звукопроизношения) может быть как самостоятельным явлением, так и сочетаться, например, с заиканием или ОНР.

 Не стоит недооценивать диагноз «дизартрия», даже если у ребёнка нарушения звукопроизношения проявляются в незначительной степени. Дело в том, что проблема кроется не только в язычке (он малоподвижен, напряжён или вял), но и в неправильно посылаемых к нему нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга. Ребёнку крайне трудно чисто и красиво говорить, часто текут слюнки, что он и не замечает, как приоткрылся рот, высунулся язычок … Конечно, он не замечает, потому что чувствительность органов артикуляции снижена, трудно даже щёки надуть или ощутить крошки на губах, не то чтобы звук «р» произнести.

  Опытный специалист – логопед за год-два избавит ребёнка от этой неприятности. Хотя бывают случаи, когда абсолютно чистого произношения добиться невозможно. Гораздо легче справиться с дислалией.

 Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

  Это тоже нарушение звукопроизношения, однако, мышцы языка и губ работают исправно, нужно только «поставить» недостающие звуки, исправить искажённые, детально поработать с фонематическим восприятием (это способность различать звуки речи на слух, свойственная только человеку). Дислалия при правильной работе логопеда исчезает навсегда, и довольно быстро.

  В случае проблем с речью главный враг – это бездействие. Логопедические (речевые) диагнозы имеет право поставить логопед-медик, работающий в лечебном учреждении, например в поликлинике.


  ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Родителям стоит обратить особое внимание на этот диагноз. Очень часто его путают с «запинками» даже проработавшие не один год логопеды. И тот и другой недуги очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный темп речи: «Да-да-да-давай играть!»

  В случае запинок лучше всего проконсультироваться с семейным психологом, потому что корни проблемы такого ребенка уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем в детско-родительских отношениях. Запинки часто свойственны «говорунам»: детям, чья речь настолько бурно развивается, что произносительные возможности не успевают за мыслью и ритм сбивается. Обычно это случается в возрасте 2-4 лет, наиболее критическом в плане речи.

  Как же отличить заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть судьба дальнейшая ребенка?

  При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи, в отличии от заикания. Но если неопытному родителю трудно понять, как же определить наличие судорог, то можно просто обратить внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавне. Если это ребенок с заиканием, его речь после этой просьбы будет только хуже, а у ребенка с запинками – лучше.

  Важно знать, что заикающемуся ребенку подойдет только логопед – заиколог (так называют логопедов, специализирующихся на работе с заиканием).

Добавил: Евгения Анатольевна (Ласточка)

Здравствуйте, Вы можете пройти бесплатную консультацию специалистов Службы ранней помощи. Свяжитесь с нами по телефону 8-994-017-22-64

Добавил: Карина Александррвна