Главная » FAQ » Вопрос учителю-логопеду | [ Добавить вопрос ] |
Вопрос педагогу-психологу [13] |
Вопрос учителю-логопеду [10] |
Без категории [19] |
Вопрос учителю-дефектологу [3] |
Здравствуйте! Алалия – это полное отсутствие речи либо ее недоразвитие у детей при нормальном интеллекте и слухе. Данное нарушение является результатом повреждения речевых областей головного мозга в процессе рождения. Также оно может появиться из-за заболевания нервной системы или сильной травмы черепа, перенесенной ребенком еще в доречевом периоде жизни. Изначально алалию называли слухонемотой и никак не лечили. Алалия бывает различной степени – от самой тяжелой, когда ребенок не говорит до 12 лет, до легкой, больше напоминающей общее недоразвитие речи. Алалия – это нарушение, связанное с поражением головного мозга, которое проявляется у ребенка отсутствием способности к разговору. Важно отличать таких больных от тех, у кого нарушен слух и интеллект, – с умственной отсталостью. Дети с алалией способны реагировать на звуки и воспринимать информацию. Умственное развитие может нарушиться у ребенка только из-за отчуждения, педагогической запущенности, невозможности усвоения учебной программы и слабой памяти. Нарушения речи у детей групп с Тяжелым нарушением речи (ТНР) можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития речи – ОНР невыясненного патогенеза); заикание. Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания. Моторную алалию вызывает комплекс различных причин эндогенного и экзогенного характера (токсикоз беременности, различные соматические заболевания матери, патологические роды, родовая травма, асфиксия). Основными проявлениями моторной алалии являются: · задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы – к 3-4 годам, у некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи до 4-5 летнего возраста); · наличие той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических); · удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно). Сенсорная алалия – нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора. Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга. Ребенок при сенсорной алалии понимает отдельные слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. При сенсорной алалии грубо искажена и экспрессивная речь. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим), иногда – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью. Речевая алалия требует очень длительного лечения и комплексного подхода. В отделениях реабилитации центра «Ласточка» работа проводится учителем-логопедом. Главные особенности коррекционной работы с детьми с алалией в нашем учреждении: 1. Процесс в первую очередь направлен на формирование мотива, коммуникативного намерения, внутренней программы высказывания. 2. Уделяется внимание мелкой моторике: дети учатся раскрашивать, штриховать, играть с мозаикой, завязывать узелки и т. д. 3. Эффективным для развития речи у детей с алалией является использование ритмики и логоритмики. На этих занятиях музыка, речь и движение сочетаются в различных упражнениях и формируют речедвигательную деятельность. Также происходит развитие памяти и личностного развития детей. 4. Для активизации речи важна практика общения на доступном ребенку уровне: операции со словами (повтори, покажи, назови), фразами и фразовым материалом. 5. Важным считается развитие анализаторов – зрительного, слухового и тактильного. 6. Применять необходимо только игровую форму работы. 7. Обязательно использование наглядного материала: различной символики, материалов окружающей среды, картинок, сопровождения действий речью и т. д. 8. Воздействие должно быть направлено на общую систему речи, уточнение словаря, развитие фразовой и связной речи, постановку звуков. Если у пациента алалия, занятия с логопедом очень важны. Они должны проводиться регулярно. Логопедический массаж активно используется при таком речевом нарушении, как алалия. Лечение направлено на стимуляцию мышц, которые участвуют в процессе формирования звуков. Для этого проводят массаж при помощи пальцев или специальных логопедических зондов. Физиотерапевтическое лечение также применяется у детей с алалией. Среди основных методов – лазеро-, водо-, магнитотерапия |
Да, Диана, вы можете получить логопедическую помощь. Во-первых, это диагностика. В ходе ее проведения учитель-логопед обследует Вашего ребенка не только на предмет произношения и сформированности речи, но и оценит уровень развития познавательных процессов. |
Здравствуйте, Светлана. Возраст вашего ребенка и наличие указанных проблем свидетельствует о том, что Вам нужна прежде всего консультация детского невролога. В любом случае, если родитель испытывает тревогу по поводу развития ребенка, начинать искать ответы на опросы нужно с похода к опытному детскому неврологу. Ведь работа логопеда с ребенком начинается как правило с пяти лет, тогда становится возможным выставлять логопедические диагнозы и работать над постановкой звуков, развитием речи. К этому времени у ребенка должен быть сформирован артикуляционный аппарат. Поэтому до этого возраста вся работа всегда сводится к артикуляционной и дыхательной гимнастике, сенсорному развитию, развитию умения классифицировать предметы, устанавливать связи. Если же проблемы в развитии речи ребенка зависят от органических проблем, связаны с поражением головного мозга, то вам необходимо обращаться за помощью к дефектологу, а не логопеду. Правильная и своевременная постановка диагноза у невролога, сопутствующее неврологическое лечение и затем взаимодействие с опытным педагогом с дефектологическим образованием, всегда дают положительный результат. В нашем центре учитель-дефектолог работает с детьми с трех лет. |
Здравствуйте, Марина. Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало, а достаточно. При этом отметим, что при подходящей родительской стратегии, игрушками становятся и палочки, найденные на улице, и настоящие кастрюли, и папины старые носки. Отдельных игрушек для развития именно речи не так много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели, однако мы приведем здесь необходимый перечень игрового материала с указанием, каким образом он воздействует на речевое развитие. Общие правила выбора и использования игрушек для развития речи:
Примерный перечень необходимых игрушек
8. Сенсомоторные игрушки: Набор разнофактурных мячиков: резиновых, связанных, пластиковых, звучащих по-разному, сделанных из ротанга, суджок, из искусственной зелени, разные клубки ниток.
9. Развивающие фото-книги. В результате накопления определенных фотографий или специально организованных фотосессий, у вас может появиться целая коллекция: эмоций ребенка и членов семьи; его занятий (пьешь, ешь, одеваешься, читаешь, спишь и пр.); его любимых игр и игрушек. Подобные фото-книги являются важным инструментом для развития, поскольку позволяют эмоционально подкрепить ежедневную деятельность, очень помогут вам в очереди или в поездке занять малыша с пользой. 10. Песочница с обычным и кинетическим песком или песочный стол для рисования. 11. Исследовательские корзины или сумки. Например, мамина сумка», в которой лежат мамины: часы, помада, тени и др. предметы с простыми названиями. Или же корзина с разными предметами, собранными по дому: резиновыми, стеклянными, деревянными и т.п. 12. Корзины с природным материалом для изучения его свойств: мягким мхом, гладкими камнями, легкими перьями, наливными яблоками, ароматной корицей и пр. 13. Кукольные дома и предметы интерьера для них (это могут быть также рыцарские замки или пещеры первобытных людей) для формирования предметности лексики, создания образца фразы: «утюг, чтобы гладить». 14. Куклы или зверята с комплектами одежды так для развития грамматических показателей: «Оденем Вике пана-мУ, юбкУ, курткУ» 15. Игры типа «мемори», которые позволяют закрепить названия нужных слов. |
Если ребенок не произносит к трем годам большинство звуков (более 10-15). Если ребенок к 4,5 лет не произносит звуки: с, сь, з, зь, л, ль. Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: ш, ж, ч, щ, ц, р, рь. Если Ваш ребенок к трем годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу. Если у Вашего ребенка расщелина губы-неба в любом возрасте. Если у Вас есть нарушение звукопроизношения, Вы хотите его исправить, то это можно в любом возрасте. Если у Ваших родственников случился инсульт или черепно-мозговая травма, то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как только, в первые полгода можно добиться максимальных улучшений. |
Здравствуйте, Наталья. Существуют специальные методики формирования речи через обучение глобальному чтению, либо через введение альтернативных систем. Однако, прежде чем использовать альтернативные средства (например, карточки) следует попробовать все способы актуализации звучащей речи, то же касается вопроса замены устной речи на письменную.
Список готовится совместно с ребенком путем подготовки таблицы, где левая колонка — фотография/вырезка из газеты или рекламного каталога с изображением того, что нужно купить, а правая — пустая клеточка для галочки. Помогите ребенку совершить покупку самостоятельно: найти в магазине необходимое, положить в тележку, расплатиться на кассе.
Вместе с ребенком посещать детские библиотеки, музеи, зоопарк и пр. В один день посещать не более одного заведения с целью предотвращены перегрузки ребенка.
Рисовать можно: самодельными красками, изготовленными из муки, воды и пищевых красителей; пластилинов; овощами и фруктами, испачканными в краске; пальцем или палочкой корицы на разных но запаху и цвету скрабах для тела; йогуртом или водой, смешанными со специями разных цветов (паприкой, петрушкой, черным кунжутом, карри, корицей) на бумаге или металлических крышках; рисовать на песке или манке; рисовать овощными или фруктовыми пюре, свежими ягодами; специальными фломастерами на стене в ванной или окне в детской комнате.
А главное проводить столько времени вместе с ребенком и таким образом его организовывать, чтобы всем участникам процесса это приносило удовольствие. Удачи вам и высокого уровня языковой способности вашим детям! |
Здравствуйте. В нашем центре принимают логопед и дефектолог, и они смогут ответить на волнующий Вас вопрос, если Вы свяжетесь с нами по телефону 8-950-287-22-24. Специалисты социальной службы пригласят логопеда или дефектолога к телефону. Если специалисты будут заняты – Вам перезвонят. Однако, для того, чтобы подготовиться к телефонной консультации, предлагаем вам сформулировать ответы на следующие вопросы:
Это приблизительный перечень вопросов, которые помогут специалисту и Вам определить: отклонятся ли развитие Вашего ребенка от нормы. Ведь процесс формирования речи – это высший психический процесс. Ему предшествует период познания ребенком мира звуков и предметов, понимания обращенной речи, выработка умений выполнять определенные действия, играть с предметами, выполнять инструкции, определенные действия и задания. Нарушения речи – это результат «сбоя», специалисту важно выяснить, где произошел сбой, найти дефект. Этому помогают разные методы диагностики. Поэтому, после телефонной консультации, скорее всего, Вам будет предложено:
|
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Если вам пришлось услышать от логопеда об ОНР (общем недоразвитии речи), обязательно уточните, какой уровень ОНР у Вашего ребёнка. Общее недоразвитее речи – это довольно неприятное, системное нарушение речи, которое, однако, вполне можно преодолеть при условии систематической работы ряда специалистов за 2-3 года. Бывает три уровня ОНР, из которых первый – самый низкий (ребёнок общается только отдельными слогами – лепетными словами), а третий – самый высокий, его ставят детям с 4 лет. При третьем уровне ребёнок активно общается, но его речь просто «кишит» неточностями, как смысловыми, так и грамматическими. Естественно, при всех уровнях, так или иначе нарушено звукопроизношение. Несмотря на то, что ОНР - наиболее часто встречающийся диагноз, многим, помимо него, приходится узнать ещё и о дизартрии. Дизартрия – нарушение звукопрозносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия (нарушение звукопроизношения) может быть как самостоятельным явлением, так и сочетаться, например, с заиканием или ОНР. Не стоит недооценивать диагноз «дизартрия», даже если у ребёнка нарушения звукопроизношения проявляются в незначительной степени. Дело в том, что проблема кроется не только в язычке (он малоподвижен, напряжён или вял), но и в неправильно посылаемых к нему нервных импульсах, которые отправляют специальные отделы головного мозга. Ребёнку крайне трудно чисто и красиво говорить, часто текут слюнки, что он и не замечает, как приоткрылся рот, высунулся язычок … Конечно, он не замечает, потому что чувствительность органов артикуляции снижена, трудно даже щёки надуть или ощутить крошки на губах, не то чтобы звук «р» произнести. Опытный специалист – логопед за год-два избавит ребёнка от этой неприятности. Хотя бывают случаи, когда абсолютно чистого произношения добиться невозможно. Гораздо легче справиться с дислалией. Дислалия – это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Это тоже нарушение звукопроизношения, однако, мышцы языка и губ работают исправно, нужно только «поставить» недостающие звуки, исправить искажённые, детально поработать с фонематическим восприятием (это способность различать звуки речи на слух, свойственная только человеку). Дислалия при правильной работе логопеда исчезает навсегда, и довольно быстро. В случае проблем с речью главный враг – это бездействие. Логопедические (речевые) диагнозы имеет право поставить логопед-медик, работающий в лечебном учреждении, например в поликлинике. |
ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Родителям стоит обратить особое внимание на этот диагноз. Очень часто его путают с «запинками» даже проработавшие не один год логопеды. И тот и другой недуги очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный темп речи: «Да-да-да-давай играть!» В случае запинок лучше всего проконсультироваться с семейным психологом, потому что корни проблемы такого ребенка уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем в детско-родительских отношениях. Запинки часто свойственны «говорунам»: детям, чья речь настолько бурно развивается, что произносительные возможности не успевают за мыслью и ритм сбивается. Обычно это случается в возрасте 2-4 лет, наиболее критическом в плане речи. Как же отличить заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть судьба дальнейшая ребенка? При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи, в отличии от заикания. Но если неопытному родителю трудно понять, как же определить наличие судорог, то можно просто обратить внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавне. Если это ребенок с заиканием, его речь после этой просьбы будет только хуже, а у ребенка с запинками – лучше. Важно знать, что заикающемуся ребенку подойдет только логопед – заиколог (так называют логопедов, специализирующихся на работе с заиканием). |
Здравствуйте, Вы можете пройти бесплатную консультацию специалистов Службы ранней помощи. Свяжитесь с нами по телефону 8-994-017-22-64 |