03:39 В Региональном ресурсном центре активно реализуются мероприятия по проекту «Комплекс-Work» | |
В Региональном ресурсном центре активно решается задача по созданию доступного информационно-консультационного пространства для повышения компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря мероприятиям проекта «Комплекс-Work», которые проводятся при софинансировании Фонда поддержки детей в ТЖС, родители узнают много важной и полезной информации о методах и приемах обучения и воспитания своих «особых» детей от специалистов Регионального ресурсного центра. Напомним, что данный проект был разработан специалистами Регионального ресурсного центра по оказанию ранней помощи, разработке и реализации программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, организованного на базе КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» и получил финансовую помощь Фонда поддержки детей в ТЖС (г. Москва). Срок реализации мероприятий проекта «Комплекс-WORK» с апреля 2019 года по сентябрь 2020 года. Одним из наиболее ресурсных мероприятий в ходе реализации проекта специалисты Центра и сами родители считают проведение территориальных семинаров – практикумов и онлайн встреч для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Как заниматься с ребёнком дома». Так, в ноябре 2019 года состоялось очередное практическое занятие для родителей по теме «Практические приемы и методы в работе с детьми с психическими и поведенческими нарушениями, направленные на развитие познавательной сферы». Всего в семинаре приняло участие 28 человек: 17 родителей детей-инвалидов, непосредственно участвующих в практикуме, и 11 дистанционных слушателей, т.к. мероприятие транслировалось в он-лайн режиме для специалистов учреждений социальной защиты и помощи семье и детям Приморского края. Перед слушателями выступили учитель-логопед Логинова С.В. и учитель-дефектолог Чех О.Н., - специалисты отделения реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с. Гражданка КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка». Светлана Владимировна начала свое выступление с характеристик основных направлений, по которым осуществляется познавательное развитие детей-инвалидов дошкольного возраста. «Дети дошкольного возраста все время, вовлечены в какую - то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или стучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны: игровая, продуктивная, познавательная, трудовая, и все они дают возможность детям активно познавать окружающий мир. Познавательная деятельность, представляющая собой единство чувственного восприятия, практической деятельности и мышление позволяет получить Знания. Выделяют два основных направления, по которым осуществляется познавательное развитие. Они связанны с общим познанием мира:
Проблемы в двигательной, эмоционально-волевой и сенсорной сферах (например, повышенная или пониженная чувствительность), также часто становятся препятствиями при формировании и развитии предметной и познавательной деятельности. Поэтому работу над познавательной сферой начинаем с коррекции поведения, формирования произвольных навыков. При тяжелых нарушениях поведения, в работу включается поведенческий терапевт. С чего начинается работа логопеда и дефектолога? Сбор информации о ребенке: Беседа с родителями; наблюдение; анкетирование. Основные вопросы:
На базе собранных данных выстраивается коррекционная работа с ребенком. О специфики построения коррекционной работы
Рекомендуется разместить в группе (дома) карточки – подсказки, где будут отражены режимные моменты по порядку. Ребенок должен понимать, когда у него начинаются занятия, обед или прогулка. Занятия должны быть систематическими, желательно в одно и тоже время. Время проведения занятия должно быть строго выверено. Очень важно почувствовать, когда ребенок пресытился контактом и вовремя заканчивать занятие на позитивной нотке.
На начальных этапах обучения важно стимулировать ребенка к выполнению заданий и подкреплять в течение занятия желаемое поведение ребенка, использовать его интересы для удержания его внимания. Подкрепляющие стимулы можно разбить на три группы: материальные стимулы (лакомства, любимые игрушки, книги и т.д.); к социальным стимулам относят все, что связанно с общением (улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. д.); занятия, виды деятельности: рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т.д.) В начале, следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками. Такое взаимодействие с ребенком называется физической подсказкой. Детям с нарушениями поведения очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности и место их выполнения (За одним столом ребенок выполняет то, что требует педагог (произвольности), за другим то, чем любит заниматься сам ребенок, на коврике – играем, делаем постройку.) Переход из одного места в другое должен быть последователен. Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками. Предположим, планируется обучать ребенка застегивать пуговицы. Первое задание – тренажер с большими пуговицами и свободными петлями. 2) и 3) тренажеры с пуговицами меньшими в диаметре. 4) задание: ребенок должен на себе застегнуть жилет с крупными пуговицами. 5) застегнуть кофту. 6) застегнуть рубашку с маленькими пуговками. Важно почувствовать, когда ребенок пресытился контактом и вовремя заканчивать занятие на позитивной нотке. Завышенные требования неизбежно:
Конечно, в идеале необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение. А так же научить ребенка другим, адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию. В тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли, не следует их поощрять. Взрослый должен оставаться спокойным. Проявление гнева, раздражения могут только усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение.
Специфика построения коррекционного занятия
Более подробно с выступлением С.В. Логиновой можно ознакомиться, просмотрев Презентацию выступления Оксана Николаевна Чех, учитель-дефектолог, в своем выступлении рассказала родителям и он-лайн слушателям о практических заданиях, которые можно выполнять с «особыми» неговорящими ребятами в ежедневной работе как со специалистами в учреждении, так и дома с родителями.
С практическими заданиями на формирование сенсорных эталонов, пространственных представлений, перцептивных возможностей детей можно ознакомиться здесь. В завершении семинара-практикума специалисты и слушатели обменялись мнением друг с другом, ответили на интересующие вопросы родителей. Одним из вопросов был вопрос о том, как подсказывать ребенку, если он испытывает трудность в выполнении задания. Специалисты дали вот такие основные правила по подсказке: Подсказка должна происходить как бы невзначай. Следите за тем, чтобы у ребенка не развивалась зависимость от подсказок. Это когда ребенок прямо ждет, пока взрослый ему подскажет. Зависимость формируется в тех случаях, когда у взрослого не получается уменьшить подсказку.
Виды подсказок:
Помните! Подсказка должна быть такой, чтобы ее степень можно было уменьшить, а затем и исключить совсем Итак, приемы развития познавательной активности и в целом познавательной деятельности достаточно многочисленны. Наши специалисты затронули лишь некоторые из них. И акцентировали внимание родителей на том, что лишь при совместной последовательной и алгоритмичной работе дефектолога-логопеда и родителей можно добиться положительных результатов в таком направлении как познавательное развитие детей с особенностями развития. Совместная деятельность родителей и специалистов – это ключ к успеху! | |
|
Всего комментариев: 0 | |