Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Понедельник, 29.04.2024, 22:11
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2020 » Январь » 20 » В Региональном ресурсном центре активно реализуются мероприятия по проекту «Комплекс-Work»
03:39
В Региональном ресурсном центре активно реализуются мероприятия по проекту «Комплекс-Work»

В Региональном ресурсном центре активно решается задача по созданию доступного информационно-консультационного пространства для повышения компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря мероприятиям проекта «Комплекс-Work», которые проводятся при софинансировании Фонда поддержки детей в ТЖС, родители узнают много важной и полезной информации о методах и приемах обучения и воспитания своих «особых» детей от специалистов Регионального ресурсного центра.

Напомним, что данный проект был разработан специалистами Регионального ресурсного центра по оказанию ранней помощи, разработке и реализации программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, организованного на базе КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» и получил финансовую помощь Фонда поддержки детей в ТЖС (г. Москва). Срок реализации мероприятий проекта «Комплекс-WORK» с апреля 2019 года по сентябрь 2020 года.

Одним из наиболее ресурсных мероприятий в ходе реализации проекта специалисты Центра и сами родители считают проведение территориальных семинаров – практикумов и онлайн встреч для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ «Как заниматься с ребёнком дома». Так, в ноябре 2019 года состоялось очередное практическое занятие для родителей по теме «Практические приемы и методы в работе с детьми с психическими и поведенческими нарушениями, направленные на развитие познавательной сферы». Всего в семинаре приняло участие 28 человек: 17 родителей детей-инвалидов, непосредственно участвующих в практикуме, и 11 дистанционных слушателей, т.к. мероприятие транслировалось в он-лайн режиме для специалистов учреждений социальной защиты и помощи семье и детям Приморского края.

Перед слушателями выступили учитель-логопед Логинова С.В. и учитель-дефектолог Чех О.Н., - специалисты отделения реабилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с. Гражданка КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка».

Светлана Владимировна начала свое выступление с характеристик основных направлений, по которым осуществляется познавательное развитие детей-инвалидов дошкольного возраста.

«Дети дошкольного возраста все время, вовлечены в какую - то деятельность. Они бегают, играют, рассматривают картинки и книжки, хотят мыть посуду, как мама, или стучать молотком, как папа… Виды деятельности дошкольников разнообразны: игровая, продуктивная, познавательная, трудовая, и все они дают возможность детям активно познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность, представляющая собой единство чувственного восприятия, практической деятельности и мышление позволяет получить Знания.

Выделяют два основных направления, по которым осуществляется познавательное развитие. Они связанны с общим познанием мира:

  1. Чувственный, осуществляется за счет чувств человека – слуха, зрения, иных органов восприятия окружающего мира.
  2. Рациональный (формы мышления: понятие, суждение, умозаключение).
  • рам­ках пред­метной де­ятель­нос­ти в ран­нем воз­расте про­ис­хо­дит ин­тенсив­ное пси­хичес­кое раз­ви­тие ре­бен­ка по нес­коль­ким нап­равле­ни­ям, сре­ди ко­торых глав­ны­ми яв­ля­ют­ся наг­лядно-дей­ствен­ное мыш­ле­ние, речь, на­чало сим­во­личес­кой иг­ры, са­мосоз­на­ние. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Модель детского развития под названием Библиотека навыков мозга. Автор Тара Делани. первые годы жизни библиотека преимущественно наполняется сенсомоторным опытом.

Проб­ле­мы в дви­гатель­ной, эмо­ци­ональ­но-во­левой и сен­сорной сфе­рах (нап­ри­мер, по­вышен­ная или по­нижен­ная чувс­тви­тель­ность), так­же час­то ста­новят­ся пре­пятс­тви­ями при фор­ми­рова­нии и раз­ви­тии пред­метной и познавательной деятельности.

Поэтому работу над познавательной сферой начинаем с коррекции поведения, формирования произвольных навыков. При тяжелых нарушениях поведения, в работу включается поведенческий терапевт.

С чего начинается работа логопеда и дефектолога?

Сбор информации о ребенке: Беседа с родителями; наблюдение; анкетирование. Основные вопросы:

  • Как ребенок ведет себя с близкими, с незнакомыми людьми, с детьми?
  • Чем он любит заниматься? Любимые игрушки, песенки, вкусняшки.
  • Чем не любит заниматься? Как относится к картинкам, книги?
  • Как он реагирует на запрет: игнорирует, пугается, делает “на зло”, возникает агрессия, крик.
  • Как легче его успокоить при возбуждении - взять на руки, приласкать, отвлечь (чем? - любимым лакомством, привычным занятием, уговорами).
  • Насколько долго можно сосредоточить его внимание на игрушке, книге, рисунке, пазлах, мыльных пузырях, свечке, возне с водой и т.д.
  • Во время беседы наблюдаем за поведением ребенка, после беседы с родителями пробуем установить с ним контакт.

На базе собранных данных выстраивается коррекционная работа с ребенком.

О специфики построения коррекционной работы

  1. Упорядочить жизнь ребенка.

Рекомендуется разместить в группе (дома) карточки – подсказки, где будут отражены режимные моменты по порядку. Ребенок должен понимать, когда у него начинаются занятия, обед или прогулка.

Занятия должны быть систематическими, желательно в одно и тоже время. Время проведения занятия должно быть строго выверено. Очень важно почувствовать, когда ребенок пресытился контактом и вовремя заканчивать занятие на позитивной нотке.

 

  1. Подкрепляющие стимулы.

На начальных этапах обучения важно стимулировать ребенка к выполнению заданий и подкреплять в течение занятия желаемое поведение ребенка, использовать его интересы для удержания его внимания.

Подкрепляющие стимулы можно разбить на три группы: материальные стимулы (лакомства, любимые игрушки, книги и т.д.);

к социальным стимулам относят все, что связанно с общением (улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. д.); занятия, виды деятельности: рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т.д.)

В начале, следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками. Такое взаимодействие с ребенком называется физической подсказкой.

Детям с нарушениями поведения очень сложно задерживать свое внимание на одном и том же, поэтому следует часто менять вид деятельности и место их выполнения (За одним столом ребенок выполняет то, что требует педагог (произвольности), за другим то, чем любит заниматься сам ребенок, на коврике – играем, делаем постройку.) Переход из одного места в другое должен быть последователен.

Вначале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками.

Предположим, планируется обучать ребенка застегивать пуговицы. Первое задание – тренажер с большими пуговицами и свободными петлями. 2) и 3) тренажеры с пуговицами меньшими в диаметре. 4) задание: ребенок должен на себе застегнуть жилет с крупными пуговицами. 5) застегнуть кофту. 6) застегнуть рубашку с маленькими пуговками.

Важно почувствовать, когда ребенок пресытился контактом и вовремя заканчивать занятие на позитивной нотке.

Завышенные требования неизбежно:

  • вызовет у ребенка уход от возможного контакта;
  • появление нежелательных поведенческих реакций - негативизма, агрессии или самоагрессии;
  • фиксацию негативного опыта общения.

Конечно, в идеале необходимо предотвращать ситуации, в которых может возникнуть проблемное поведение. А так же научить ребенка другим, адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию. В тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли, не следует их поощрять. Взрослый должен оставаться спокойным. Проявление гнева, раздражения могут только усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение.

 

Специфика построения коррекционного занятия

 

  • Составляется план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Педагог должен уметь на ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка.
  • Организация рабочего места. Слева от ребенка находится материал, который он должен выполнить, справа тот, который он уже выполнил. Однако, если ребенок с трудом концентрирует внимание, то среда должна быть сенсорно «бедной».
  • Материал, предъявляемый ребёнку должен быть доступен для его восприятия и понимания. В идеале изначально ребенка знакомят с настоящим предмет, затем используют в коррекционной работе игрушку, после предъявляют фотографии реального объекта, потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
  • Последовательность выполнения заданий может быть представлено с помощью карточек-подсказок, в которых также можно зафиксировать успехи ребенка.
  • Каждое занятие начинается и заканчивается определенным ритуалом (коммуникационной потешкой/фольклорной игрой)
  • Предлагаемые игры и упражнения, взрослый может демонстрировать детям от лица перчаточной куклы.
  • Важна совместная деятельность: педагог начинает выполнять задание, ребенок заканчивает, или наоборот.
  • Ребенок должен понимать для чего он выполняет задание, и каким образом его можно выполнить. Рекомендуется использовать карточки – подсказки, где будут отражена схема всех действий задания по порядку и конечная цель.

Более подробно с выступлением С.В. Логиновой можно ознакомиться, просмотрев Презентацию выступления

Оксана Николаевна Чех, учитель-дефектолог, в своем выступлении рассказала родителям и он-лайн слушателям о практических заданиях, которые можно выполнять с «особыми» неговорящими ребятами в ежедневной работе как со специалистами в учреждении, так и дома с родителями.

 

С практическими заданиями на формирование сенсорных эталонов, пространственных представлений, перцептивных возможностей детей можно ознакомиться здесь.

В завершении семинара-практикума специалисты и слушатели обменялись мнением друг с другом, ответили на интересующие вопросы родителей. Одним из вопросов был вопрос о том, как подсказывать ребенку, если он испытывает трудность в выполнении задания. Специалисты дали вот такие основные правила по подсказке:

Подсказка должна происходить как бы невзначай. Следите за тем, чтобы у ребенка не развивалась зависимость от подсказок. Это когда ребенок прямо ждет, пока взрослый ему подскажет. Зависимость формируется в тех случаях, когда у взрослого не получается уменьшить подсказку.

 

Виды подсказок:

 

  1. Полная физическая подсказка или подсказка «рука на руке». Терапевт делает все действия сам, используя руки ребенка.
  2. Частичная физическая подсказка. Например, если терапевт учит ребенка махать рукой на прощание, то частичная физическая подсказка может выглядеть как прикосновение к локтю.
  3. Моделирование. Показываете пример. Например, если говорите ребенку: «встань», то при этом можете и сами встать.
  4. Позиционные подсказки. Часто мы играем и учим за столом, все наши изображения плоские. Положите нужную карточку или предмет ближе к ребенку.
  5. Подсказка в материале. Подсказка является частью предмета, карточки или другого материала. Например, если вы учите ребенка различать «мокрое» или «сухое», вы можете положить мокрую тряпочку рядом с сухой.
  6. Задержка реакции. Эта подсказка полезна для тех детей, которые начинают отвечать слишком быстро, не слушая инструкцию. Произносите инструкцию медленно, так у ребенка будет время на «подумать».
  7. Полная вербальная подсказка – это произнесение всей фразы или слова. Например, если вы учите ребенка называть предметы, то можете протянуть предмет или карточку и дать инструкцию: «Что это?», а потом подсказать: «Это медведь».
  8. Частичная вербальная подсказка – это частичное произнесение слова, например, не «это…», а «это ме..».
  9. Подсказка интонацией, где вы можете подчеркнуть определенную часть слова или фразу, как бы выделяя ее. Если ребенок слишком акцентирует определенный звук, то уменьшите его интонирование.
  10. Жестовая подсказка. Указывание на нужный предмет – самая распространенная подсказка с помощью жеста.

 

Помните! Подсказка должна быть такой, чтобы ее степень можно было уменьшить, а затем и исключить совсем

Итак, приемы развития познавательной активности и в целом познавательной деятельности достаточно многочисленны. Наши специалисты затронули лишь некоторые из них. И акцентировали внимание родителей на том, что лишь при совместной последовательной и алгоритмичной работе дефектолога-логопеда и родителей можно добиться положительных результатов в таком направлении как познавательное развитие детей с особенностями развития. Совместная деятельность родителей и специалистов – это ключ к успеху!

Просмотров: 357 | Добавил: Ласточка | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]