Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Суббота, 04.05.2024, 20:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Цифровое детство

Юровская И.А.

Инструктор по труду отделения социальной реабилитации КГАУСО "Арсеньевский СРЦН "Ласточка"

Между реальным и виртуальным миром в современной жизни стираются грани. Реальный мир, в котором жизненный опыт накапливается годами, порожден реальной средой обитания, где ребенок чувствует прикосновения близких, запахи, слышит дыхание, выражает свои эмоции при помощи речи, плачет и смеется постепенно сменяется виртуальным, не менее чувственным, но вымышленным.

По данным профессора факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Галины Солдатовой 71% родителей и 44% детей 10-12 лет отмечают, что живут только в реальном мире.

Если это выбор ребенка, то как он чувствует себя в цифровом мире? Судя по тому, что дети все больше времени проводят в сети - они себя прекрасно чувствуют, активно общаются и не испытывают дефицита реального мира. В «цифровом» воспитании на первый план выходят кибербезопасность, социализация и здоровьесбережение.

Интернет для современного ребенка: среда обитания, источник развития и фактор цифровой социализации. Это восприятие и обмен информацией, коммуникация с живыми и неживыми элементами онлайн-пространства, онлайн-потребление, а также культурные, социальные, психологические и технические аспекты использования электронных устройств

Цифровая социализация - опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения, присвоения и воспроизводства человеком социального опыта, приобретаемого в онлайнконтекстах и смешанной реальности, и формирующего его цифровую личность, как часть реальной личности.

Какие же плюсы имеет цифровое воспитание детей для родителей?

  • Приучение к самостоятельности,
  • отсутствие бумажного бума на письменном столе (нет разбросанных тетрадей, забытых дома учебников, спрятанного дневника),
  • экономия денежных средств и времени (можно не покупать дорогую элегантную одежду, в виртуальном мире я выгляжу шикарно, можно не ходить с ребенком в музей, он придет сам при помощи дополненной реальности),
  • шаг в будущее (перспективы, связанные с развитием интеллекта).

Правда, люди, большую часть времени живущие в реальном мире могут поспорить, доказывая отрицательное влияние таких плюсов.

К минусам цифрового воспитания нужно отнести

  • риск отрицательного результата (развитие жестокости, страхи, психологические травмы, нанесенные ребенку, с его ранимой несформированной детской психикой при посещении сомнительных сайтов),
  • снижение умственной активности (из-за быстрой утомляемости от экрана), которая порождает клиповость мышления,
  • плохую социализацию в реальном мире (не умение работать в команде, речевые проблемы общения,
  • психологический дискомфорт и боязнь возникновения реальной ситуации),
  • проблемы с физическим здоровьем (болезни органов зрения, гиподинамия и как следствие атрофированные мышц, проблемы с лишним весом),
  • абсолютный контроль, который формирует цифровой слепок личности (все, что человек пишет, выкладывает в виде фотографий, зарисовок, видео создает его психологический облик, портрет, формирует своеобразное досье на человека).

Для получения нового эмоционального переживания клиповость вынуждает ребенка постоянно искать все более кричащие заголовки новостей, вирусные ролики, слушать более эмоциональную музыку. Зависимость от эмоций одна из причин интереса детей к недетскому контенту и суицидальным группам, которые позволяют получать более сильные переживания.

Клиповое мышление снижает способность к анализу, как следствие снижается усвоение знаний и падает успеваемость, делает человека более податливым к манипуляциям.

Но клиповое мышление - это естественная защита мозга от информационного перегруза, который является одним из главных проблем цифрового воспитания.

К сожалению, информационная диета в наши дни крайне сложная задача. И она решается только родителями при помощи регламентации времени, проводимой ребенком в интернете, использование сети только с определенной четко сформулированной целью.

Здесь возможно отвлечение на занятия в творческих объединениях, спортивных секциях, волонтёрских организациях, которые сформируют у ребенка четкие потребности в информации и его заходы в сеть станут с определенной целью. А это как раз то воспитательное пространство, которое создается образовательной организацией.

Цифровую репутацию личности изучают специалисты по набору персонала. Ребенок размещает жесткие шутки у себя на стенке в ВК или троллит кого-то из ровесников, нецензурно выражается в сети, не задумываясь при этом, что закладывает проблемы в будущем, поскольку особенно точный анализ осуществляется на основе детского цифрового портрета. К сожалению, дети мало задумываются о своей настоящей и будущей цифровой репутации.

В РФ принят закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 N 436-ФЗ

 

Что же советуют международные эксперты?

«Родителям следует установить для ребенка четкое ограниченное время с цифровыми устройствами».

Хотя бы один час в день ребенок занимается физической активностью. За час до сна выключает все устройства, чтобы не вредить здоровому сну. «Семейный Медиа План» - правила поведения с устройствами:

  • обозначить места в доме свободные от экранов;
  • пообещать друг другу чаще проводить время вместе;
  • не злоупотреблять устройствами для развлечений и так далее.
  • Оставаться бдительными и неравнодушными к собственным детям, быть в курсе рисков и опасностей цифрового детства, но все же больше заботиться про качественное наполнение детского времени перед экранами, чем про формальные его ограничения.

Быть родителем — значит любить своего ребенка, быть в курсе всей его жизни, вмести сопереживать, вместе радоваться его победам, вместе использовать виртуальный мир для развития, отвечать за своего ребенка.

Помнить, что тотальные ограничения не приведут к положительному воспитательному эффекту. «Цифровое» поколение детей уже реальность современной жизни. При этом необходимо помнить о систематическом контроле детской активности. Был ли он сегодня в школе, в какой социальной сети сидит слишком много, как ответил сегодня на уроке и на что потратил деньги. Современному родителю трудно все эти вопросы контролировать без специальных приложений.

Материалы для детей по интернет-безопасности на нашем сайте

Материалы для родителей по интернет-безопасности на нашем сайте

Литература:

  1. Материалы международного вебинара «Цифровое поколение: психологический портрет детей в системе образовательных отношений» учебно-методического портала издательства "Учитель"
  2. Материалы курса «Цифровое поколение в образовании» учебно-методического портала издательства «Учитель»
  3. «Цифровое воспитание. Риски и опасности цифрового детства.» Коротышева Ю.Н.
  4. Википедия. Статья «Поколение Z»
Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (08.02.2022)
Просмотров: 149 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]