Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Суббота, 04.05.2024, 18:39
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Досуговый и воспитательный потенциал настольных игр для детей

Шмер Андрей Александрович,

воспитатель отделения социальной реабилитации

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Несмотря на высокий уровень компьютеризации нашего мира и появление различных возможностей для досуга, классические настольные игры продолжают сохранять востребованность в широкой среде потребителей. Они важны, как для маленьких, так и взрослых людей.

Понятие «настольная игра» включает в себя перечень продукции, от классических шахмат и шашек, до пазлов, мозаик и прочих игр, не требующих активного перемещения и сложного реквизита.

Разговор о пользе настольных игр обычно начинают с их детских вариантов, так как практически все настольные игры вносят неоценимый вклад в формирование и развитие личностных качеств и способностей ребенка. Часто незамеченным остаётся потенциал настольных игр, благодаря увлекательному процессу, решения задач сочетает в себе обучение, которое незаметно для маленьких детей.

Даже если игра не несет смысловой и логической нагрузки, ее воспитательный потенциал сохраняется: ребенок развивает свою зрительную память, сообразительность, внимание, учится мыслить отвлеченно. Важным аспектом является общение, поскольку большинство игр данной категории предполагают участие двух и более человек. Поняв игровую этику, сопереживание проигравшим соперникам и научившись принимать собственное поражение, ребенок формирует основу для роста личностных качеств.

Яркий картинный материал игры в сочетании с гибким сценарием позволяет рассказывать о вымышленных и реальных событиях, моделировать ситуации, благодаря чему игроки при помощи своего воображения и воображения авторов игры, могут получить уникальные знания и опыт. Поэтому можно говорить о том, что у настольных игр очень большой образовательный и воспитательный  потенциал.

Е.Д. Нелунова отмечает: «навыки, которые дает настольная игра, позволяют развить коммуникативные характеристики личности: умение работать в группе, находить общий язык с остальными участниками игры, умение строить диалоги и искать выходы из неожиданных ситуаций, умение находить взаимопонимание и идти на компромиссы. Создавая особую игровую среду, настольные игры могут развивать социальные навыки и творческие возможности, что является следствием непосредственного живого общения и коллективной креативности. Настольные ролевые игры могут стать инструментом для воспитания человека, прививая ему определенный стиль мышления и решения проблем» [2].

Существуют разные виды настольных игр:

Интеллектуальные настольные игры - предназначены для тех, кто хочет повысить образованность и показать свои интеллектуальные возможности. К данной группе можно отнести известные классические игры (например, Шахматы и Шашки), но также представлено много новых вариантов.

Примеры: Пиратская математика, Эрудит, Квиз, Сундучок знаний.

Логические настольные игры (головоломки) - развивают логическое мышление, смекалку и внутреннее чутье. В этой категории есть такие развлечения для ума, как загадки, логические парадоксы, графические головоломки, задания на пространственное мышление.

Примеры: Пятнашки, Кубик Рубика, Бином, Прятки в джунглях, Кварто, Пилос.

Обучающие настольные игры - помогают осваивать назначение окружающих предметов, знакомят с животным и растительным мирами, готовят к школе.

Примеры: Дикие джунгли, Синий слоник, Живые истории, Экспромт, Халли Галли, Пойми меня, Спасти дракона.

Ходилки (бродилки)- отличают простые правила и несложный игровой процесс.

Примеры: Путешествие по миру, Сокровища фараона, Акулья охота, Ушастые гонки, Гонка улиток, Большая бродилка, Дорога на риф, Драконий остров.

Карточные  игры – основой для таких игр являются не поле и фишки, а колода карт.

Примеры: Мафия, UNO, Элиас, Манчкин, Дурак, Ерш, Пузырьковые истории, Гномы – вредители, Сет.

Экономические  игры -  учат распоряжаться деньгами, получать выгоду. Прививают детям навыки обращения с финансами, грамотного распределения бюджета.

Примеры: Монополия, Менеджер, Супер Фермер, Великий бизнес, 7 чудес.

Приключенческие  игры - отправляют семью или компанию друзей в увлекательное путешествие.

Примеры: Властелин колец: Странствия в Средиземье, Затерянный мир.

Развивающие игры - обеспечивают всестороннее развитие, способствуют совершенствованию мелкой моторики, быстрой реакции, памяти, логического мышления, внимания, координации движений.

Примеры: Дикие джунгли, Барабашка, Простоквашино: Английский язык, Диксит, Детское лото, Подбери ключик, Доббль, Спящие королевы.

Спортивные настольные игры  - не требуют большого пространства.

Примеры: Настольного теннис, Настольный футбол, Бильярд на ножках, Настольный аэрохоккей, Настольный хоккей, Шаффлборд.

Стратегические настольные игры - развивают логическое мышление, учат мозг работать для достижения результата, анализировать ситуацию, принимать грамотные решения, добиваться заданных целей.

Примеры: Сквозь века, Цивилизация, Лоскутное королевство, Легенды пиратов.

Подвижные настольные игры - добавляют элементы активности в посиделки.

Примеры: Твистер, Крокодил, Воображарий. Вечеринка, Разноцветные колечки, Статуи, Настольный боулинг.

Дорожные настольные игры - есть как уменьшенные версии популярных игр, так и интересные новинки.

Примеры: Морской бой, Дорожная Монополия, Барабашка, Руммикуб, Угадай, кто?, Рик и Морти.

 

Какие настольные игры для мальчиков и подростков пользуются наибольшей популярностью в моей работе?

Манчкин – исследовать и сражаться

Настольная игра "Манчкин" развивает воображение, тактическое и стратегическое мышление, решительность, сообразительность, логическое мышление и умение следовать правилам. В игре необходимо использовать монстров, "прокачивать" броню, золотые монеты и торговать с другими игроками. В качестве альтернативы можно обратиться за помощью к другу. Но никто не может гарантировать, что он не убьет или не украдет вашего персонажа. Отправляйтесь исследовать подземелья, чтобы получить интересные бонусы.

Мафия

«Мафия» - известная психологическая настольная игра. Она помогает развить наблюдательность, умение анализировать и убеждать. Главная задача участников игры – различать реальные и тайные намерения окружающих вас игроков, но при этом не забывать доказывать свою невиновность и не раскрывать свою истинную личность всем игрокам.

Алиас(Элиас) - Alias

Игра замечательно развивает у детей фантазию, образное мышление, сообразительность и реакцию, учит взаимодействовать в команде и связно излагать свои мысли. «Alias» или (Алиас) нужно объяснить другими словами разгадываемое слово. Игра ведётся на время: чем больше слов сможет отгадать команда, тем больше очков она получит. Играть можно просто для удовольствия, а можно и с пользой: дети смогут расширить свой словарный запас и улучшить устную речь. Изучающие иностранный язык могут договориться и объяснять разгадываемые слова на изучаемом языке – отличный и весёлый способ запомнить слова и снять разговорный барьер. Количество игроков может быть сколько угодно большим!

Таким образом, настольные игры не только являются интересной формой проведения занятий с детьми, но и преследуют определенные развивающие цели, такие как получение знаний, их закрепление, развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков и формирование личностных качеств.

Успешное внедрение настольных игр в педагогический  процесс предоставляет педагогу большие возможности для творчества.

 

Список литературы:

1. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психо-логические произведения в 2-х т. T.I. – М.: Педагогика, 1983.

2. Нелунова Е.Д. Применение настольных ролевых игр в обучении второго иностранного языка / Е.Д. Нелунова, К.И. Ковлеков // Новая наука: От идеи к результату. – 2015. – №2. – С. 28.

3. Подымова Л.С. Интерактивные методы в обучении и воспитании школь-ников: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 32 с.

4. Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр / Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – с. 76.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (21.07.2023)
Просмотров: 58 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]