Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Суббота, 04.05.2024, 12:49
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование сказкотерапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Левченко Наталья Ивановна

воспитатель отделения социальной реабилитации

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Формирование личности в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой в современной школе. Этот возраст считается наиболее благоприятным для формирования личности, так как в этот период развитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании ребенка происходит формирование наглядно-образной картины мира, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ребенку. Всё это решающим образом сказывается на формировании личности ребенка младшего школьного возраста и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

          В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами, былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже не заметно. И у каждого есть любимые и ненавистные герои или сюжеты, а мудрость из них, передаваемая из поколения в поколение, как нельзя лучше показывает воздействие на психику человека.  На сегодняшний день, к сожалению, многие люди утратили взгляд на сказки и мифы как на сильнейший источник исторического, психологического и воспитательного опыта.

  Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, а иногда и сами родители, в том числе молодые люди, заинтересованные в решении возникшей проблемы. И каждый находит в ней тот ресурс, который  помогает ему решить его задачу.

Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Дети встречаются в сказочном рассказе с лучшей версией самих себя, учатся у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.

Коллективное сочинение сказочных историй поможет ребенку освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Сказка обычно выполняет 3 функции:

- диагностическую,

- терапевтическую (коррекционную)

- прогностическую.

Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий  поведения ребенка, т.е. может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка; также может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не может говорить вслух.

Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.

Прогностическая сказка. В этих сказках раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.

         В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов. С помощью сказкотерапии взрослый (педагог, психолог, родитель) может легко установить контакт с каждым ребенком. Форма метафоры, в которой написаны сказки, близка и понятна ребенку младшего школьного возраста.

Отношение к себе и миру в младшем школьном возрасте формируется с помощью трех компонентов:

1.Познавательный компонент. Развитие представлений, знаний о мире, людях и себе.

2.Эмоциональный компонент. Развитие эмоционального отношения, чувств к миру, людям и себе.

3.Поведенческий компонент. Развитие деятельностной, регулятивной стороны отношений.

Выделенные компоненты отношения ребенка к себе и миру активно формируются в младшем школьном возрасте. У младшего школьника развивается социальное «Я», ребенок начинает воспринимать мир с рефлексивных позиций, происходит постепенная децентрация. В этом возрасте важно, чтобы отношения к миру и себе были целостными, гармоничными, адекватным и позитивными. 

 

Существует пять основных видов сказок:

  1. Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.
  2. Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.
  3. Психотерапевтические сказки  обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.
  4. Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с  гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.
  5. Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.

 

Факторы эффективности сказкотерапии

Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений (самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - намек на то, как лучше поступать в той или иной  жизненной ситуации);
  2. Отсутствие четких персонификаций (главный герой в сказке-собирательный образ);
  3. Образность и метафоричность языка (каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказки, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент);
  4. Психологическая защищенность (признак настоящей сказки – хороший конец);
  5. Наличие тайны и волшебства (ребенок «вживляется» в повествование, он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами) т.е. он децентируется, встает на место другого и чувствует нечто, отличающееся от него самого, ощущает многогранность мира и свое Единство с ним).

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны с волшебством. Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир.  Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы вокруг младшего школьника, это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особой сказки. Ценностные позиции младшего школьника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем в повседневной жизни.

Таким образом можно увидеть, что сказкотерапия очень многогранный метод в формировании личности младшего школьника и она востребована не только в психологии, ее можно использовать и в других областях, как самостоятельный метод. Создавая сказки, мы оказываем определенное влияние на формирование личности младшего школьника. Благодаря тому что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (11.04.2022)
Просмотров: 121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]