Четверг, 24.08.2017, 07:51
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Нарушение, которого не видят, не понимают и не диагностируют - это мозжечковая недостаточность

Е.Ф. Фролова, учитель – логопед

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Проблеме нарушений письма и речи у детей  – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении является нейропсихологическая коррекция трудностей учения. После знакомства с нейропсихологией на курсах Московского института дефектологии и медицинской психологии, в моей логопедической практике изменился подход к решению интеллектуальных и речевых проблем детей. Нейропсихологический анализ данных диагностики позволяет мне  выявить нарушение и сохранность того или иного звена функциональной системы, определить степень выраженности дефекта в каждом отдельном случае, изучить индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка, связанные с преодолением специфического для него нарушения, правильно спланировать коррекционную работу.

Теория нарушения работы сенсорных систем.

Примерно сорок лет назад Джейн Айрес, логопед и психолог из штата Оклахома (США), в процессе практической работы пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции, которая привлекла внимание многих специалистов, занимающихся проблемами развития ребенка. Дж. Айрес, практик из «глубинки», увидела проблему, мешающую развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка на земле, которую до нее не понимали, не диагностировали и не замечали. Более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем.

Джейн Айрес в своих наблюдениях пришла к выводу, что основа нормальной работы нервной системы обусловлена состоянием вестибулярной системы. Вестибулярная система является главным организатором ощущений, поступающих из других сенсорных каналов, - таким образом, она участвует в овладении речью. Джейн Айрес подчеркивала, что вестибулярная система отвечает за координацию и регуляцию мышечной активности невербального общения – «язык тела» и другие формы невербального общения.

Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции.

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток - нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Зачем же природа поместила такое большое количество нервных клеток в этот небольшой участок мозга?

Дело в том, что мозжечок связан со всем структурами нервной системы. Червь мозжечка отвечает за регуляцию эмоций и внимания, он связан с вестибулярными системами мозга, которые поддерживают равновесие и координацию движений. Полушария мозжечка активно участвуют в формировании двигательных навыков и развитии умственных способностей. В мозге существует обратная связь от мозжечка к лобным долям. Она помогает интегрировать сенсорное восприятие и движение, что позволяет связывать эмоциональные ответы, языковую способность, способность планировать свои действия.

Мозжечок - это самый быстродействующий в мозге механизм. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга, и в целом определяет скорость работы всего мозга. В переводе с латыни мозжечок означает «малый мозг» и является составной частью ствола мозга.

Симптомы мозжечковой недостаточности:

- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;

- ребенок/ подросток/ взрослый плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

- ребенок/ подросток/ взрослый демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

-у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

 

 

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.

  1. Проблемы с речью:

- непроговаривание слов, перестановка слогов;

- логоневроз (обычное заикание);

- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается

 дисграфией – нарушением письма;

- отставание от школьной программы;

- нарушениях аутистического спектра.

2. Особенности моторики:

- угловатые, неплавные движения;

- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;

- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;

- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

Мозжечковая стимуляция.

Что это такое?

Система физических упражнений, направленных на совершенствование функций  мозжечка и базальных ганглиев структур мозга, активно участвующих в формировании речи.

Мозжечковая стимуляция базируется на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают усвоению любой информации, и представляет собой серию реабилитационных методик, которые направлены на нормализацию работы ствола головного мозга.

В работе по мозжечковой стимуляции использую различные методы для достижения  наилучшего результата в коррекции нарушений речи.  На протяжении нескольких лет использую балансировочные диски, нейрогимнастику и фитбол , которые усиливают эффект занятия, создают положительный эмоциональный фон.

Балансировочные диски:

Это занимательные и эффективные тренажеры, направленные на укрепление вестибулярного аппарата. Задача малыша – как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности.

Балансировочная доска - лабиринт предназначена для стимуляции деятельности вестибулярного аппарата, развития навыков проприоцепции. Удержать равновесие, стоя на балансировочном диске, совсем непросто.  Раскачиваясь в разные стороны, ребенок  двигает шарик по лабиринту, тем самым тренирует зрение и ловкость. Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими – зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве. Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия. Приведенные ниже упражнения будут способствовать развитию равновесия в пространстве. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за правильно выполненные задания. Можно работать под музыку. На начальном этапе работы задача ребенка - как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности, далее задания усложняются.

Упражнение на развитие эквилибристической реакции, укрепления мышц туловища, координации движений рука-глаз и осознания работы частей тела.

1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; б)сзади; в) с обеих сторон.

2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» .Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук - имитация плавания. Можно двумя руками поочередно - левой, правой.

4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.

6. Положение то же. Круговые вращения руками:

а) Обе руки в одну сторону

б) Обе руки в разные стороны

в) По очереди в одну сторону.

г) По очереди в разные стороны.

7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:

а) Обе руки положить на грудь

б) Поднять руки над головой

в) Прямые руки в сторону

г) Нагнуться, достать пальцы ног

д) Любые движения, какие понравятся.

Далее занятия усложняются: ребенок выполняет задания логопеда, например, обмениваясь  мячом, называет буквы алфавита, домашних и диких животных и т.п., находясь на балансировочной доске.

Задания эти направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитывается возраст ребенка, его возможности и особенности.

Дети так любят цирк! Балансир позволит развить чувство равновесия и научиться концентрировать внимание, выполняя увлекательные игровые упражнения, так похожие на цирковые трюки.

Примеры упражнений:

1) Колпачки требуется поставить один на другой - сидя, опустившись на колени или стоя на балансире. Чем сильнее будет раскачиваться тренажёр, тем сложнее будет выполнить это упражнение. Можно устанавливать площадку для колпачков на разную высоту.

2) Нужно забросить подвешенный мячик в «корзину для мини-баскетбола» (в колпачок) меньшего размера. Колпачки устанавливают на подставку донышком вниз.

3) Попытаться закрутить шарик как пропеллер. Это очень трудное упражнение можно выполнить, лишь хорошо владея своим телом.

На занятиях логопеда  чаще можно встретить маленький мяч, но огромный, яркий, с шипами и без, приводит детей в восторг, позволяя играючи развиваться.

Фитбол-гимнастика:

 Изобретение фитбола  сродни изобретению велосипеда. Большой надувной мяч из плотного каучука перевернул с ног на голову представление о том, какими могут быть тренажеры.

Комплексы фитбол-гимнастики применяют на логопедических занятиях. Эф­фективными являются занятия по подгруппам и индивидуально. Работа строится на основе поэтапного обучения технике упраж­нений с фитболами.

Фитбол – упражнения включают в себя уникальное сочетание физических упражнений, гимнастического мяча, проговаривание слогов, слов, чистоговорок, стихов в ритм движений, что способствует более быстрой автоматизации и дифференциации звуков, координации, равновесия, осанки, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия

Целью I этапа является освоение детьми мяча как оборудо­вания. Упражнения с фитболами на протяжении всего занятия не превышает 20-15 % времени. Используются такие игры, как «Угадай с закрытыми глазами», «Что я вижу?», «Мой весе­лый, звонкий мяч», «Что растет в огороде?», где дети упражня­ются в прокатывании мяча в паре сидя, стоя на коленях, лежа, отбивании мяча об пол на месте одной или двумя руками, пере­брасывании мяча, стоя в кругу. Важным является оказание по­мощи каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенно­стей.

Цель II этапа - тренировка основных мышечных групп, в том числе и дыхательных, повышение физической работоспособно­сти, улучшение координации движений.

На данном этапе применяются индивидуальные .Используется разнооб­разное содержание двигательных действий на занятии, вклю­чаются упражнения с мячом эпизодически и на протяжении все­го занятия (60-70 %), это зависит от постановки конкретных це­лей и задач.

Примерный комплекс работы  с использованием фитболов:

Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

- Игра под музыку ("Аэробика для малышей").

- Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.

- Повороты головой направо-налево. Темп медленный.

- Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.

- Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.

- Повороты туловища направо-налево. Темп средний.

- "Лестница" – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.

- Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

- Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.

- Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола

- Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть

- Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

- Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.

- Катание мяча друг другу.

- Перебрасывание мячей друг другу и через шнур «Кто дальше».

- Прыжки через препятствия.

- Прыжки с продвижением между предметов.

- Прыжки в длину с места «Кто дальше».

Комплексы упражнений помогают закрепить поставленные звуки и улучшить координацию движений, а чистоговорки, скороговорки и стихи тренируют память, вырабатывают чувство ритма, улучшают дикцию. Графическое изображение упражнений и предметные картинки помогают  детям правильно выполнять данные упражнения.

Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность логопедических коррекционных занятий. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, что гарантирует высокий успех проводимой коррекции.

В моей работе нейропсихология занимает важное место. И в первую очередь это определяется тем, что нейропсихологический подход оказался очень ценен для коррекции нарушений речи.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (20.02.2016)
Просмотров: 1573 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]