Пятница, 20.04.2018, 21:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Практическое применение методов системного подхода в работе психолога службы социального сопровождения с семьей и детьми

«Мир на нашей планете начинается дома»

Вирджиния Сатир

Из личного опыта

Служба социального сопровождения семей с детьми при Отделении помощи семье и детям в с.Чугуевка существует не так давно. Психологическая служба отделения является непосредственным участником деятельности Службы сопровождения. На протяжении долгого времени психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям оказывалась преимущественно индивидуально – в рамках взаимодействия психолог-клиент. Лишь изредка удавалось привлекать к процессу нескольких членов семьи одновременно. Основной акцент ставился на актуальной для семьи проблеме, и в рамках клиент-центрированного подхода огромное количество усилий затрачивалось на коррекцию последствий и устранение причин проблемы, будь то конфликт детско-родительских отношений, девиантное поведение ребенка, самоустранение матери от воспитания и пр. С появлением Службы социального сопровождения, где клиентом чаще является семья, стало очевидно, что для повышения эффективности работы психологической службы в рамках социального сопровождения необходимо применять иной подход, который позволял бы задействовать в процессе психологической работы всех членов семьи. Так мы пришли к системной семейной терапии.

Появление направления «системная семейная терапия» связывают с возникновением и развитием теории систем. Отличие системного подхода от множества других в том, что семья здесь рассматривается как система, как целостный живой организм, в котором существуют определенные закономерности и где поведение каждого зависит от всех остальных в данной семье.

Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. И если у кого-то из членов семьи есть проявления неблагополучия, то очень часто причины нужно искать в нарушенных отношениях в кругу семьи. Семья первична, и находится над элементами её составляющими, это значит что закономерности, по которым существует семья, могут отличаться и не соответствовать тем закономерностям, по которым существуют её элементы - члены семьи. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными и подчиняются правилу функционирования систем. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять, почему в этой системе возникают проблемы.Таким образом, в системном подходе клиентомявляется вся семья, вся семейная система, именно она — объект психотерапевтического воздействия. Иными словами, это терапия клиента в семье и при помощи семьи.

Любая система, и семейная в том числе,– это больше, чем собрание отдельных личностей – это органическое целое, которое функционирует по своим законам. Знание этих законов позволяет психологу видеть человека в системе и обеспечивает действительно сильным инструментом для понимания и решения человеческих проблем. И корректируем мы, соответственно, не кого-то одного, а семью как некий единый целый организм. Тогда положительные изменения происходят, во-первых, гораздо быстрее (начинаются уже в процессе первой консультации), во-вторых, они устойчивее, в-третьих, в лучшую сторону меняется весь климат в семье, соответственно, лучше становится каждому.

Безусловно, системная семейная терапия, как и всякая область практической помощи людям, требует специального обучения. Но представленные в данной статье техники можно применять и психологам, не имеющим образования системного психотерапевта.

Семья, как любая живая система, существует и развивается под действием двух основных законов: гомеостаза и развития.

Закон гомеостаза заключается в том, что каждая семья стремится сохранить свое положение, каким бы оно ни было. То есть закон гомеостаза требует от семьи в целом оставаться без перемен.

С другой стороны, жизнью семьи управляет закон развития, согласно которому каждая семья должна пройти свой жизненный цикл. И успешное движение по пути смены жизненных этапов обеспечивается обязательными перестройками в жизни семьи (например, взаимодействие на стадии добрачных отношений будет существенно отличаться от взаимодействия, которое строится в семье, где появился маленький ребенок).

Таким образом, с одной стороны семья, как система, стремится сохранить свое состояние неизменным, с другой - смена жизненных этапов ее развития все время требует от нее перестройки взаимодействия и перераспределения ролей. Если семейная система не может эффективно подстроиться под новые требования жизни, то в ее развитии наступает период напряженных отношений, конфликтов, то есть семья переживает кризис. В какой момент семейного развития эти проблемы наиболее вероятны? Это происходит в тот момент, когда стремление к развитию толкает семью и ее членов к росту и изменению, а ресурсов, то есть навыков коммуникации, образцов для подражания, возможностей в плане поддержки не хватает. Задача психолога в такой ситуации – не только понять, что же происходит в семье, но и, главное – помочь членам семьи и всей семье как системе найти ресурсы для преодоления ситуации, кажущейся на первый взгляд тупиковой, после чего семья сможет перейти на следующий этап своего развития.

Особенно хочется подчеркнуть, что системная семейная терапия ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они ни были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохи, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно. Вот это функционирование и можно изменить. Воздействуя на семейную систему в целом (с помощью специальных техник) работающий в системном подходе специалист стремится скорректировать эмоциональные нарушения в ней, что приводит к гармонизации всех членов семьи, и, в последующем, уже сама семейная система закрепляет и поддерживает результат психотерапевтического воздействия.

Попробуем пояснить необходимость системного подхода к семейным проблемам на примере реальной истории одной из семей нашего района. В Службу социального сопровождения при Отделении помощи семье и детям обратилась мама (Н.) тринадцатилетней девочки (К.) по поводу участившихся уходов дочери из дома, частичной потере контроля родителя за поведением несовершеннолетней. Специалистами Службы было принято решение о необходимости принятия данной семьи на сопровождение. К работе была привлечена психологическая служба отделения, перед которой стояла задача уладить конфликт детско-родительских отношений и прекратить случаи ухода несовершеннолетней К. из дома. Психолог, осуществляющая свою деятельность в рамках системного подхода, пригласила на первую встречу маму с дочерью вместе. По тому, как семья расположилась в кабинете, многое уже было понятно – дочь отстраненно глядела в окно, не проявляя заинтересованности в происходящем, мать беспокойно теребила ручку сумки, которую предпочла положить себе на колени в качестве «щита». Обе сидели по разные стороны «дивана откровений». При знакомстве мама бойко отвечала на вопросы, задаваемые психологом и ей и дочери, на что девочка демонстративно ухмылялась и всем своим видом выражала собственную убежденность в бессмысленности происходящего. На вопрос специалиста о том, что на данный момент является проблемой в семье, мама ответила «Сил моих больше нет, совсем от рук отбилась, сделайте с ней что-нибудь». С ней – с дочерью. То есть мама была уверена в том, что причина проблем их семьи кроется в «отвратительном» поведении девочки, и именно на нее должно быть оказано педагогическое и психологическое воздействие. На этапе формулирования запроса удалось выяснить, что ожидания от работы у мамы и дочери несколько отличаются: мама хотела, чтобы дочь перестала уходить из дома и «взялась, наконец, за ум», девочка же озвучила желание «просто спокойно жить». Обобщив ожидания обеих, психолог помогла сформулировать конечный запрос, суть которого состояла в том, чтобы наладить взаимоотношения в семье и вернуть им гармонию, в которой нуждались и мама и дочь. Помимо уже указанных проблем, мама добавила резкое ухудшение успеваемости дочери, замкнутость и скрытность, а так же эмоциональную холодность и грубость К. по отношению к матери.

Работа с семьей началась с позитивной коннотации, в которой поведение всех членов семьи оценивается положительно, как направленное на выживание семейной системы. Позитивная коннотация – положительное переопределение симптома (т.е. проблемного поведения), положительное переформулирование проблемы, состояния, качества, с которым приходит семья. Осуществляется специалистом таким образом, чтобы само знание о нем имело психотерапевтический эффект. Через позитивное оценивание психолог находит подход к семье, не рискуя быть отвергнутым. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как «помощников», указывающих выход из сложной ситуации. Задача позитивной коннотации – показать семье новые смыслы. Какие положительные стороны есть у проблемы? Какой была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома? Это помогло семье увидеть в поведении девочки явный объединяющий характер. Мама, занятая на работе полную неделю, вовлекается в процесс воспитания и проявляет внимание к дочери только тогда, когда дочь не посещает занятия в школе, получает отрицательные оценки, не возвращается вовремя домой. Поведение мамы, обеспокоенной проблемами дочери, так же характеризуется как ответственное и помогающее - в стадии «обострения» Н. занимается с девочкой, стараясьпомочь ей исправить оценки, проявляет заботу и внимание, которых в «мирное» время девочке не хватает.Так же удалось показать семье и потребность К. в автономии. С точки зрения стадий жизненного цикла,девочка вступила в начало подросткового периода, и для семьи стала актуальной проблема изменения семейной иерархии, в частности, более равноправное взаимодействие матери с дочерью.Что это дает семье? Что это дает матери? Какие перспективы открывает?И вот тут начинается самое интересное. Оказывается, что после развода с отцом девочки, личная жизнь женщины не складывалась, неудачные попытки поиска партнера привели к состоянию отчаяния, отсутствию веры в возможность обрести женское счастье и решению «отдавать свою любовь дочери». «Она – мой смысл жизни» с легким оттенком безысходности сказала женщина о своей дочери. И заплакала.

У специалистов, работающих с системой, возникает вопрос: «Зачем маме нужно, чтобы ребенок был смыслом ее жизни?» Это основной вопрос – «зачем»? Не «почему», а «зачем». Тут выясняется, что мать готова таким образом проводить свое время, «тратить свои нервы», не достигать целей из года в год для того, чтобы заполнять свой эмоциональный вакуум, который образовался в сфере личной жизни. Она, вместо того чтобы строить свою жизнь и заняться поиском партнера, всю свою энергию и любовь переносит на отношения с ребенком. Ребенок, в свою очередь, испытывает потребность отделения себя от своей семьи, от родительской фигуры, чтобы почувствовать себя взрослой, эмоционально независимой, свободной и самонадеянной. Для чего ей приходится(что, впрочем, вполне естественно), побунтовать, противопоставить себя миру взрослых, чтобы отстоять свою точку зрения, определить свои границы и своё личное пространство. Но как это возможно, когда для мамы дочь – смысл жизни? И с каждой попыткой девочки отделиться, мама, в страхе потерять этот смысл, только туже затягивает петлю контроля?Это круговая причина. Видеть круговую причину событий, происходящих в системе, – первый методологический принцип системной семейной терапии.

Чтобы рассмотреть проблему более рельефно и получить существенную информацию как специалисту, так и семье, хороша техника «Циркулярного интервью». Эта основная и широко используемая техникапомимо диагностического, имеет хороший психотерапевтический эффект. Вот как это работает.Специалист по очереди задает членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос, в контексте актуальной для семьи проблемы.В представленном нами случае проблемной ситуацией является грубость, эмоциональная холодность и уходы из дома девочки. Первой ответить на вопрос предлагается маме.

Психолог: - Что Вы думаете, когда дочь в очередной раз уходит из дома?

Н.: – Что она отбилась от рук, не уважает меня. Что я окончательно потеряла связь с ней (обреченно).

Психолог: - Что Вы чувствуете, когда думаете так?

Н.: – Я в отчаянии. Я не знаю, что делать. Обида гложет и злость. Я ее растила, я ей всю любовь отдаю. Злюсь на нее. Очень.

Психолог: - А что Вы делаете, когда чувствуете обиду и злость в ответ на поведение дочери?

Н.: - Я призываю ее к совести. Наказываю. Усиливаю контроль, стараюсь показать ей, что не надо так со мной. Уважай меня, это все, что мне нужно!

Когда пришла очередь девочки отвечать на вопросы, она сидела, развернувшись в сторону матери.

Психолог: - А что ты думаешь, когда мама начинает призывать тебя к совести, усиливать контроль и наказывать тебя?

К.: - Она меня не любит (тихо). Она не верит мне, не верит в меня и просто душит своим контролем! Достала!

Психолог: - А что ты чувствуешь, когда думаешь так?

К.: - Я ненавижу ее в такие моменты! Мне очень обидно, неужели нельзя по-человечески?.. И такая злость берет!

Психолог: - А что ты делаешь, когда злишься и обижаешься на действия мамы по этому поводу?

К.: - Да ничего… Я ухожу, не хочу разговаривать. Стараюсь не попадаться ей на глаза. Делаю «назло».

В этот момент в кабинете воцаряется тишина, потому что и мама и дочь видят и понимают, что их боль про одно и то же, что на самом деле чувства, которые они испытывают идентичны.В процессе диалога ответы фиксируются на доске и у семьи есть возможность увидеть этот механизм, поддерживающий проблемное поведение и реакцию обеих. Вопрос «А как иначе вы могли бы действовать в данной ситуации?» помог найти новые формы взаимодействия и положил начало умению говорить о чувствахи переживаниях каждой из них.

Чтобы добиться усиления терапевтического эффекта, семье предлагается техника «Скульптура семьи», которая позволяет физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи должен создать свой живой портрет семьи, расставляя родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, на ту деятельность, которую они осуществляют по отношению друг к другу и на чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается и проецируется в живую картинку. В нашем случае первой в роли скульптора была мама. Она, недолго думая, поставила дочь в центре кабинета и встала напротив. Объяснила свой выбор тем, что так ей спокойнее и дочь на виду. Но осталась довольна тем, как расставила «фигуры» только она одна -девочка заявила, что ей «душно» и хочется отойти на пару шагов назад или хотя бы закрыть глаза. На предложение «слепить» свой вариант, К. предпочла встать спинами друг к другу. «Мне спокойно, я чувствую поддержку мамы, но сама она мне не мешает». На этот раз композиция не понравилась маме ввиду отсутствия возможности контролировать дочь. Тогда, очень осторожно, семье был предложен третий вариант, который в итоге устроил обеих. Теперь мама стояла позади дочери, в родительской позиции. Девочка улыбалась, говоря, что может в любой момент обернуться и спросить совета. Мама же поделилась чувствами о том, как для нее оказывается важно, чтобы дочь росла автономной личностью, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за них, а старый способ взаимодействия, продемонстрированный в Скульптуре, препятствовал этому процессу.Члены семьи ушли с другим видением ситуации, с пониманием того, почему семейная система остановилась в своем развитии и что мешает ей и ее членам двигаться дальше, с дочери была снята роль «козла отпущения» в семье.

Это случай одной, самой первой консультации. Представленные техники запустили в семейной системе другие процессы саморегуляции, менее симптоматические. Члены семьи начали обсуждать темы одиночества мамы в семье, ее неудачи в личной жизни, карьере, непонимание между матерью и дочерью, которые выносились на последующие терапевтические сессии. С помощью психолога мама нашла и открыла для себя другие смыслы жизни, предоставляя дочери право на самостоятельность, но под чутким материнским контролем. Дочь постигает опыт принятия ответственности за совершаемый выбор. На данный момент семья находится на поддерживающем этапе и при необходимости получает консультационную помощь.

Множество тайн, прекрасных, завораживающих, ужасных, полезных и освобождающих можно узнать, обратившись к системной семейной терапии.И, безусловно, это возможности использовать теорию и методологию системной семейной терапии в работе психолога службы сопровождения семей с детьми.

 

Автор Слободянюк Н.И.

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (06.10.2017)
Просмотров: 65 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]