Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Суббота, 04.05.2024, 13:38
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Сенсорная интеграция в работе с детьми

Крет Светлана Петровна,

учитель – дефектолог, КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

 «Прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение. Эта способность зависит от эффективности, с которой наша нервная система организует информацию, которую она получает от органов чувств».                                                                                                     Э.  Дж. Айрес

На сегодняшний день нарушение сенсорной интеграции может быть частью таких диагнозов как: нарушения речевого развития – все виды алалий, афазий, ОНР и т.д., проблемы обучаемости детей, поведенческие нарушения, дефицит внимания, расстройства аутистического спектра, РДА, первазивные расстройства развития, СДВГ, различные генетические синдромы и неврология.   Дети с дисфункцией сенсорной интеграции часто испытывают трудности в следующих областях: состояние сна и бодрствования, навыки самообслуживания, игровые и моторные навыки, концентрация внимания и поведение, коммуникативные и социальные навыки, процесс саморегуляции.

Дисфункция – это нарушение сенсорной обработки, состояние при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств,  не переводятся в соответствующий ответ и не организуются в адекватную поведенческую реакцию.

Разработчик теории сенсорной интеграции, эрготерапевт  Энн Джин Айрес, автор известной книги «Ребёнок и сенсорная интеграция» предполагала, что в основе развития  зрительно-моторной координации, лежит постуральная  модель, которая основана на понимании  схемы тела. Способность удерживать  положение тела, требует поддержки вестибулярной    системы в дополнение к  проприоцептивной системе. Постуральный контроль лежит в основе развития более сложных моторных актов и академических навыков.

Тактильная, вестибулярная, проприоцептивная  и зрительная  система, играют  ключевую роль  в развитии  чтения и письма, и могут быть ослаблены у тех, кто имеет проблемы с обучением. Через развитие сенсомоторных функций,  ребенок может улучшить моторные навыки, зрительное и слуховое восприятие.

Её теория основана на понимании нейрофизиологии: нейропластичности процессов, дальнейшего развития, интеграции и обратной связи. Теоретические аспекты построены на принципе «целенаправленной деятельности». Обучение проводится как вознаграждение и подкрепление, ребёнок изучает, что он делает, поэтому обучение проводится потому, что есть цель его проведения.

В своих гипотезах Э. Дж. Айрес говорила, о том что способность концентрироваться, удерживать внимание, поддерживать устойчивый уровень активности, и способ реакции нервной системы в ответ на тактильные ощущения, взаимосвязаны. Сенсорные системы развиваются и интегрируются зависимым друг от друга образом. Зрительная и слуховая системы напрямую зависят от ощущений, дающих представление о теле.

Паттерны сенсорной дисфункции:

      1. Диспраксия развития, отличная от моторного планирования и тактильного восприятия.

  1. Зрительное восприятие,  пространственное восприятие форм и зрительно-моторные функции.
  2. Тактильная защита, связанная с гиперактивным поведением и дефицитом внимания.
  3. Вестибулярная и постуральная дефицитарность, включая различение сторон тела право-лево, пересечение средней линии тела, а также межполушарное взаимодействие.
  4. Сложность в распознавании  объектов.
  5. Нарушение слуховой и речевой функции.

Сенсорная интеграция – это теория о том, как функционирование мозга связано с поведением, она объясняет, почему человек ведёт себя особенным образом. Разрабатывает и проводит мероприятия терапевтического вмешательства с целью улучшения состояния, может предположить, как проводимые мероприятия изменят поведение.

Сенсорная интеграция – это бессознательный автоматический процесс,  в ходе которого человек принимает, различает и организует ощущения, поступающие через различные сенсорные системы. В ходе этого процесса происходит организация, фильтрация, обработка информации и выделение главного. Происходит осознанная реакция на стимулы, а это является основой обучения и социального взаимодействия.

Основные положения теории сенсорной интеграции

1. Обучение напрямую зависит от способности принимать, обрабатывать ощущения от движения, окружающей среды и использовать их для планирования и организации поведения.

2. Те, у кого снижена способность обрабатывать ощущения, могут иметь сложности с переводом их в соответствующие действия, что в последствии приводит к проблемам обучения и поведения.

3. Усиленное ощущение, как значимая активность,  производящая адаптивное взаимодействие, улучшает способность процесса обработки ощущений, а как следствие улучшает обучение и поведение.

Сенсорная обработка – это способ, как ощущения регистрируются, преобразуются и передаются через нервную систему.

Сенсорная модуляция -  это способность ЦНС генерировать ответы на сенсорные стимулы в соответствии с интенсивностью входящего сигнала в контексте ситуации.

Адаптивный ответ:

  1. Успешный ответ на требования окружающей среды.
  2. Ребёнок – активный участник.
  3. Соответствующая благоприятная среда может способствовать этому.
  4. Адаптивные ответы создают изменения в мозге.

Сенсорная интеграция – объясняет, разрабатывает, прогнозирует.

Физиология сенсорных систем: сенсорная система – это часть нервной системы, состоящая из воспринимающих элементов – сенсорных рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию.

В сенсорную систему входят три части:

      1.Рецепторы – органы чувств.

      2.Проводниковый отдел, связывающий рецепторы с мозгом.

      3.Отдел коры головного мозга, который воспринимает и обрабатывает информацию.

Основные  функции сенсорных систем: обнаружение, различение, передача и преобразование, кодирование, детектирование признаков, опознание образов.

Это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция, служащая для выполнения определённого действия, принятия соответственного положения тела, и т. п …

Сенсорная интеграция начинает развиваться уже во время беременности и длиться до 7-го года жизни. Недоразвитие определенных умений в конкретных стадиях развития влияет на сложности функционирования и поведения ребенка.

Первый этап:

- развитие возможности проработки стимулов проприоцептивных, тактильных и вестибулярных;

- развитие рефлексов равновесия (баланса), напряжение мышцы и движения глаз;
- интеграция рефлексов- эволюция рефлексного движения (рефлекс позы, рефлекс разгибания, рефлекс равновесия).

Второй этап:

- развитие осознанной реакции (раньше это были рефлексы);

- развитие схемы тела;

- развитие крупной моторики и планирование движения;

- формирование стабильной позы тела;

- формирование основ слуховой и зрительной перцепции;

- развитие координации тела.

Третий этап:

- дальнейшее развитие осознанных движений и более чётких (руки и вербального аппарата);

- формирование координации зрительного движения;

- развитие взаимодействия смыслов.

Четвёртый этап:

- специализация мозга (доминирующая сторона тела, латерализация);

- развитие возможности: чтения, письма, счёта, концентрация внимания,

 контроля эмоций.

Дефицит сенсорной переработки характеризуется неправильной реакцией на сенсорные стимулы. Это проявляется в поведении, которое не соответствует виду и уровню сенсорного стимула. Это влияет на проблемы в эмоциональном развитии и концентрации внимания, соответственно возрасту ребенка.

Дефицит движения на основе сенсорики связан со слабым механизмом позы или ограничений в области осознанных движений.

Дефицит позы  проявляется в том, что ребенку сложно удерживать стабильную позу тела во время активного или пассивного движения, в соответствии с требованиями. Это связано с плохим равновесием, не правильным напряжением мышц, не соответствующим контролем движения.

Диспраксия - это дефицит, который ограничивает возможность идей, планирования, хорошей реализации задания, связанного  с движением.
Это проявляется в неуклюжести и плохой координации в крупной, мелкой и оральной моторике.

Дефицит сенсорного различия характеризуется трудностями в интерпретации характеристик и качеств сенсорных стимулов. Люди с этим типом расстройства не могут правильно определить сходства и различия между сенсорными стимулами. Они могут получать стимулы, приспосабливать силу реакции к стимулу, но они не могут определить, где находится стимул или какой стимул, каковы его свойства, различия между стимулами одной и той же модальности.

Дефицит сенсорной переработки:

Тип 1 - гиперчувствительность (высокая реактивность).

Для гиперчувствительных детей сенсорные стимулы отвратительны. Они вызывают негативные эмоциональные реакции, нарушение поведения. Гиперчувствительные дети легко подвергаются так называемым перезагрузкам.

Тип 2 - гипoчувствительность (низкая реактивность).

Дети, которые имеют гипочувствительность к стимулам, требуют сильной стимуляции, так чтобы раздражители были замечены нервной системой. Нам кажется, что они не реагируют на окружающую среду, не заинтересованы в ней. Вероятно, это из-за неудач, которые они испытали, ища собственный порог стимуляции, который активирует реакции и желание вступить в отношения с окружающей средой.

Тип 3 - поиск сенсорной стимуляции (сенсорный поиск).

Детям, ищущим стимулы, требуется высокая интенсивность, частота и продолжительность стимулов. Эти дети проявляют постоянную двигательную активность, стремясь удовлетворить чувственные потребности.

ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА

Тип 1 - гиперчувствительность(О нет!!!):

 - мозг ребенка не может регулировать ощущения  от движения;

 - его вестибулярная система перегружена;

 - энергичное движение или даже возможность движения вызывает беспокойство.

Существует два типа гиперчувствительности:

1.Нетерпимость к движению.

Плохая реакция на линейное и вращательное движение, морская болезнь, ребенок избегает езды на велосипеде, качели, горке, не может смотреть на вращающихся детей, частая тошнота, головная боль и боль в желудке, может быстро устать физически.

2. Гравитационная неуверенность.

Ребёнок чувствует себя беспомощным, когда его ноги не чувствуют почву, это чрезмерная тревога, страх падать, движение не нравится, ребенок реагирует «воюет» или «убегает».

Тип 2 – гипочувствительность (Ну и что?):

- нет отрицательной реакции на движение, ребенок не замечает движения;

- в младенчестве обычно очень «спокойный»;

- нет желания быть активным, не ищет движения, и как только оно начинается, он часто не может остановиться;

- ребенок не беспокоится о падении, часто отсутствует защитный рефлекс (выставить руки или ноги).

    Тип 3 – сенсорный поиск (Еще!!! Еще!!!):

- высокая переносимость движения;

- ребенок предпринимает много энергичных действий, чтобы удовлетворить себя;

- любит позу вверх ногами, часто стоит на голове;

- он поднимается повсюду, прыгает;

- любит качаться, укачиваться, кружиться;

- часто происходит переход от одной активности к другой, время концентрации короткое, даже во время действий, которые ему нравятся;

- он часто движется небрежно, без хорошей координации.

 

  ТАКТИЛЬНАЯ СИСТЕМА

  Тип 1 - гиперчувствительность(О нет!!!):

   - ребенок чувствителен к прикосновению;

- реагирует отрицательно на неожиданное легкое прикосновение, но также и на ожидаемое;

- прикосновение неудобно, тревожно, страшно;

- избегает купания;

- избегает рисования руками, избегает контакта с животными и людьми;

- часто потирает то место, куда трогали;

- ему часто нравится держать что-то в руке или во рту.

    Тип 2 – гипочувствительность (Ну и что?):

- ребенок игнорирует прикосновение, даже болезненное;

- иногда он не замечает прикосновения.

        Тип 3 – сенсорный поиск (Еще!!! Еще!!!):

- ребенок активно ищет интенсивные проприоцептивные стимулы, нажатия, физический контакт;

- берет всё в свои руки, даже опасные предметы, такие как горящая свеча и т. д.;

- интенсивный и импульсивный поиск определенного вида поверхности и текстуры, которые для других неприятны;

- он часто держит долго еду во рту и много набирает ее в рот;

- он слишком близко подходит к другим людям, падает на них, ловит их.

     

ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА

      Тип 1 - гиперчувствительность(О нет!!!):

- ребенок очень напряженный, несогласованный, обладает плохим осознанием тела;

- избегает бега, прыжка, подъема, препятствия и т. д.;

- не хочет принимать участие в ритмических и физических упражнениях.

          Тип 2 – гипочувствительность (Ну и что?):

     - нет внутреннего желания двигаться и веселиться;

- плохое осознание тела, неуклюжесть, может оставаться надолго в одном положении, даже если нам кажется поза не удобной, хотя его она не утомляет;

- имеет трудности с эффективным позиционированием тела при определенных двигательных действиях.

    Тип 3 – сенсорный поиск (Еще!!! Еще!!!):

- ребенок часто падает на кого-то, постоянно получая что-то;

- ребенок гиперактивен, прыгает, бегает, бросается на матрасы;

- любит объятия, прижимания, толчки и т. д.;

- может бить, ударять, укусить, он часто воспринимается как агрессивный;

- иногда очень интенсивным образом он обеспечивает сильную стимуляцию, например: сам себя кусает, царапает и т. д.

Если вы видите у ребенка вышеперечисленную поведенческую симптоматику, то необходимо обратиться к сенсорно-интегративному терапевту или дипломированному специалисту, работающему по этому методу в зале сенсорной интеграции. Педагоги и родители могут сами использовать на занятиях, в детских учреждениях и дома, различные пособия, материалы и тренажёры для развития, коррекции и закрепления  навыков по разным сенсорным системам.     

 

Применение игровых пособий и тренажеров педагогами и родителями для развития и коррекции на занятиях с детьми:

1. Нейротренажеры Бильго (предназначены для мозжечковой стимуляции).  В комплект входят: доска балансировочная, мишень напольная, мяч – маятник с цветной планкой, телескопическая стойка с мишенями.

2. Межполушарная доска (этот тренажер создан для развития и синхронизации работы обоих полушарий головного мозга, а развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребёнка).

Пользоваться доской очень просто: ребёнок  берёт в руку (ведущую) стилус и проходит лабиринт от края к центру, а затем наоборот. В начале   упражнение выполняется по очереди каждой рукой, а затем двумя руками одновременно.

3. Балансборд со сменными лабиринтами (в нейропсихологии различные виды лабиринтов используются для развития и стимуляции межполушарных связей за счёт одновременного удержания равновесия и проведения по лабиринту железного шарика, способствует развитию баланса и координации).

4. Нейровосьмёрка (тренажер предназначен для гармонизации работы полушарий мозга, улучшения концентрации внимания, осуществления мозжечковой стимуляции головного мозга).

Занятия при помощи этого тренажёра:

- улучшают пространственную ориентацию (понимания право-лево, впереди-позади, над-под, между, по диагонали);

- происходит обучение мышц глаз плавнообразным движениям, что необходимо для построчного слежения при чтении, письме для более результативной и эффективной учёбы;

- способствуют расширению полей зрения, улучшается восприятие, расширяются интеллектуальные возможности;

- снижается эмоциональное напряжение, сглаживается импульсивность и гиперактивность.

Набор из трёх нейровосьмёрок разных размеров и шести шариков позволяет сделать упражнения максимально эффективными и подходящими для детей любого возраста.

         5. Нейровосьмёрка «Косичка» (усложнённая версия тренажёра, на занятиях гармонизируется работа нервной системы, ребёнок приходит в состояние внутреннего равновесия и спокойствия).

Особенно рекомендуется детям с проблемами в эмоционально – волевой сфере, при гиперактивности, импульсивности, повышенной истощаемости, при задержке речевого и психического развития.

6. Нейроскакалка (нейротренажёр для развития ритма и координации, тренировки равновесия и вестибулярного аппарата). Надевается на одну ногу, которой нужно совершать вращательные движения, раскручивая скакалку, а второй ногой перепрыгивать через неё. Очень хороший тренажёр для тренировки межполушарных связей, так как ноги должны одновременно совершать разные движения.

7. Используются: гамаки, платформы, скейты, тоннели, качели, ротационные доски, конусы, фитболы, балансы, разнообразный тактильный материал, дополнительные материалы для воздействия на различные сенсорные анализаторы.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (13.04.2022)
Просмотров: 3923 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]