Вопрос мамы ребенка-инвалида на психологической консультации звучал так: «Мой сын недавно спрашивал меня, почему он не такой как другие дети, почему не может ходить и бегать, кто в этом виноват? Я не знаю, что ему ответить?»
Первое, что приходит на ум, конечно отвечать! Откровенно, доступно, понятно. Возможно, несколько смягченно, но обязательно отвечать на все вопросы ребенка по мере их появления. Только в этом случае между ребенком и взрослым возникают нормальные доверительные отношения, при которых можно говорить о развитии полноценной, самодостаточной личности. А когда речь идет о семье с ребенком-инвалидом, все вышесказанное приобретает еще большее значение: родители и дети связаны еще прочнее, сильнее и неразрывнее. Именно на родителей ложится непосильная ноша переживаний, обид и психологической боли за своего малыша. Бесспорно, рассматривая множество примеров обращения родителей в реабилитационный центр «Ласточка», вывод один: такая работа не может ограничиваться одним консультационным приемом. Многие вопросы родителей, которые обращаются за помощью к психологам, требуют пошагового и постепенного решения, и родительская позиция должна быть адекватна реальному положению дел. Для этого родителям надо быть не только осведомленным о природе болезни и особенностях ее протекания, но и о методах и средствах психологической и педагогической реабилитации. Кроме того, родители, осознанно или бессознательно, стыдятся своего больного ребенка, сами отдаляются от окружающего мира, заточая себя и ребенка в башню проблем, от этого испытывая недостаток общения с друзьями и родными. И это положение нужно исправлять. Поэтому нужно помнить главное – больше всего на свете ребенку-инвалиду нужны любящие и мама и папа, их понимание, забота, но не чрезмерная, а вселяющая уверенность. Помните одно: вы - самый первый учитель и проводник вашего ребёнка. Оттого, как именно вы поведёте себя, как поддержите его, зависит его будущее. Любовь - это то лекарство, которое лечит все болезни, любите ребёнка таким, какой он есть, детям важно, чтобы их любили и уважали. Помните, что способности ребёнка гораздо выше его физических недостатков. Сначала смотрите на то, в чем он силён, чему он может научиться, и лишь потом на то, в чём он слаб.
Очень часто родители детей-инвалидов, пытаются оградить своих чад от сложностей, предъявляют минимум требований, убеждают себя и окружающих в неспособности ребёнка на большее. И в результате ребёнок становится тревожным, плаксивым, порой агрессивным и неуправляемым. Знайте, чрезмерная опека - самый плохой помощник, а лучший - родительская поддержка, которая помогает ребёнку поверить в себя и в свои способности. «Ты это сможешь!» - вот слова, которые вы должны говорить каждый день. Из-за некоторых заболеваний ребёнка родители становятся единственными, с кем он общается. Нельзя ограничиваться этим. Дети хотят играть и познавать окружающий мир вместе с другими детьми и взрослыми. Им необходимо ощущать себя желанными, оцененными по достоинству и членами семьи, и обществом.
К сожалению, очень часто окружающие видят только их недостатки или отклонения и не ценят достоинства. И реакция родителей ясна - оградить ребёнка от дополнительных переживаний, вызванных жестокостью и непониманием. Но закрывание проблемы не есть её решение. Оттого я рекомендую родителям детей с выраженными физическими недостатками открыто обсуждать дефект ребёнка. Важно сказать ему: «Да, ты не умеешь ходить, но у тебя сильные руки», «Да, ты не можешь выполнять это действие рукой, зато у тебя отлично получается ногой, а так не сможет сделать никто!»
Конечно, жаль, что наше общество ещё не научилось принимать особых людей с той легкостью, как это делают за границей, но лишать ребенка общения – это преступление. Чем раньше ребенок-инвалид начнет общаться с детьми, тем легче ему будет в будущем, тем он будет менее тревожен, тем адекватнее будет его самооценка.
Становясь старше общество детей-сверстников особого ребёнка, как правило, не отличается дружелюбием. И это не от того, что все дети агрессивные и безнравственные. Они сталкиваются с тем, что за рамками их понимания. Просто мы, взрослые, не научили здоровых детей понимать проблемы детей особенных и оказывать им помощь. В наших школах не было таких занятий. А ведь просто нужно создать ситуацию, в которой здоровый ребенок чувствовал бы себя ограниченным (в движении, зрении, слухе и т.п.) и понимал, насколько ему необходим рядом здоровый помощник. Тогда не вставала бы такая огромная проблема принятия особого ребёнка обществом.
И очень здорово, что сейчас стали появляться школы инклюзивного обучения, школы, где вместе обучаются и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями. Пусть это еще не так распространено, но начало положено. Это свет в конце тоннеля для детей-инвалидов и их семей, оторванных от общества.
Наступает декада инвалидов, и особенно хочется обратиться к детям - будущим политикам, педагогам, банкирам и просто достойным жителям нашей страны: вашим сверстникам – инвалидам, очень нужны друзья, они любят играть и веселиться, так же как и вы. Постарайтесь вовлекать этих ребят во все свои игры и приключения. Хочется обратиться и к взрослым, родителям и к тем, кто собирается ими стать – мы все живем в обществе, в котором все меняется ежедневно, ежесекундно. Неизменным остаются лишь такие нравственные Человеческие ценности как любовь, терпение, доброта, желание помочь. В ваших силах научить своих детей тому, что внешне не похожие на них дети, особенные дети, в душе они похожи на любого ребенка, им нужны общение, внимание и любовь!
Лапутина Светлана Ярославовна – методист, педагог-психолог КГАУСО Арсеньевский СРЦН «Ласточка»