Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Воскресенье, 03.11.2024, 14:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Эмоциональный интеллект как один из компонентов успешного будущего

Орлова Анна Анатольевна,

педагог-психолог отделения социальной реабилитации

КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

По роду своей работы общаюсь с детьми разного возраста (от 3 лет до 18лет) и их родителями. В результате многолетнего опыта, все чаще и чаще стала замечать, что взрослые не могут сформулировать свои эмоции и чувства. А что уж говорить о детях! На вопрос: «Что ты испытываешь? Что чувствуешь?» ответы, в большей своей степени: «Не знаю», «Не могу сказать».

Так что же такое эмоциональный интеллект и как он влияет на успешность будущего? Способствует ли он на умение выстраивать гибкие, пластичные коммуникации детям и взрослым? Как развивается?

Определение «эмоциональный интеллект» впервые ввели Джон Майер и Питер Сэловей в 1990 году в своей статье с одноимённым названием. Чуть позже к команде присоединился Дэвид Карузо,

В России же знакомство с понятием произошло благодаря журналисту Дэниэлу Гоулману, который в 1995 году опубликовал книгу «Эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence (EI)). Он взял за основу концепцию Майера и Сэловея, добавил собственное видение и использовал новый термин — Emotional Quotient (EQ).

В конце 20 века оформилось предположение, что существует некоторая совокупность способностей, которые позволяют человеку продуктивно взаимодействовать с другими людьми, на основе понимания, интерпретации и контроля собственных эмоций и эмоций других людей. Система таких способностей получила название «эмоциональный интеллект» (ЭИ).

Понимание структуры ЭИ рознится среди авторов. Структура эмоционального интеллекта, предложенная Дж. Мейером, П. Сэловеем, Д. Карузо включает следующие компоненты:

  • Осознанная регуляция эмоций;
  • Понимание (осмысление) эмоций;
  • Ассимиляция эмоций в мышлении;
  • Различение и выражение эмоций.

Д. Гоулман, в отличии от П. Саловея и Дж. Майера считает, что эмоциональный интеллект человек может развивать и совершенствовать в течение всей своей жизни. Автор считает, что структура ЭИ имеет более широкие границы и включает в себя следующие компоненты.

Самосознание: Эмоциональное самосознание. Точная самооценка. Уверенность в себе.

Самоконтроль. Обуздание эмоций. Открытость. Адаптивность. Воля к победе. Инициативность. Оптимизм.

Социальная чуткость: Сопереживание. Осведомленность.  Предупредительность.

Управление отношениями. Воодушевление. Влияние. Помощь в самосовершенствовании. Содействие изменениям. Урегулирование конфликтов. Командная работа и сотрудничество.

Еще более широкая трактовка эмоционального интеллекта содержится в модели Р. Бар – Она. Автор определяет ЭИ как все не когнитивные способности, знания и компетентность, которые дают человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями.

Российский исследователь Д.В. Люсин, отталкиваясь от существующих концепций, предлагает собственную модель ЭИ. Эмоциональный интеллект понимается им как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Таким образом, хотя и мнения исследователей рознятся в отношении понимания структуры эмоционального интеллекта, сходятся они в одном – ЭИ представляет собой сложной психологический феномен, развитие которого является необходимым для:

-для подростков, эмоциональная жизнь которых нуждается в упорядочивании на основе установления взаимодействия аффекта и интеллекта.

- для детей и родителей.

- для любого человека, как факторы саморазвития и гармонизации взаимодействия с окружающими.

И так, эмоциональный интеллект трактуется как способность человека понимать свои чувства и чувства других людей, поддерживающая внутреннюю мотивацию в деятельности и отношениях, а также умение управлять эмоциональными проявлениями. Эмоциональный интеллект связан с умением оценивать и выражать эмоции, регулировать свои эмоциональные процессы в интересах интеллектуального и личностного роста, выступает важной предпосылкой продуктивной мыслительной деятельности.

В своей работе как с детьми, так и со взрослыми разъясняю, что через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Именно для этого стоит говорить об этом.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Важно понимать и то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. Они не противоположны. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Насколько важен эмоциональный интеллект для детей? Это один из индикаторов развития психики ребёнка. В норме ребёнок должен учиться адекватно отражать действительность через эмоции. Если для огорчения, плача, смеха, радости, грусти, страха есть причины, ребёнок проявляет соответствующие эмоции. Даже взрослым регулировать эмоциональную сферу с помощью волевых усилий бывает сложно, от дошкольников этого требовать нереально. Но точно так же, как малышей постепенно приобщают к правилам жизни и общения в социуме, с ними можно и нужно проводить работу по формированию эмоциональной устойчивости, сдержанности в проявлении эмоций.

Ученые сходятся во мнении, что ЭИ повышается на протяжении всей жизни, наиболее активно это происходит в юности и зрелости — по мере приобретения жизненного опыта. Тем не менее развитием эмоционального интеллект можно начинать заниматься с раннего детства.

Просветительская работа с родителями, опекунами/или законными представителями детей мною выстраивается таким образом, чтоб взрослые могли осознать и осмыслить важность данного направления в воспитании подрастающего поколения.

Ведь в первые 3 года жизни активно формируется головной мозг и нервная система ребенка, и это время считается наиболее благоприятным для усвоения новой информации. Считается, что знания и навыки, полученные до 3 лет, образуют основу мышления ребенка.

Первое общение с мамой и папой в дальнейшем становится главным ориентиром в мире: ребенок ищет одобрения своих намерений и действий в выражении лица мамы, доверяет только добрым улыбающимся людям, распознает враждебную интонацию. К трем годам он научается не только считывать настроение родителей, но и понимает, как его можно использовать для достижения своих целей.

Дошкольный возраст начинается с пресловутого «кризиса 3 лет» — периода, когда ребенок начинает идентифицировать себя, как самостоятельную личность, а не как часть одного целого вместе с мамой. Это непростое время, когда дошкольник пытается выйти за пределы границ, которые установили ему родители. Обычно это сопровождается негативизмом — ребенок отрицает все на свете и стремится все делать наоборот.

Из практики, могу сказать, что не все родители оказываются к этому готовы, что нередко ведет к непростительным ошибкам: ругают, кричат на ребенка и даже берутся за ремень. Какими бы эффективными на первый взгляд не казались радикальные меры, их результатом станет низкий эмоциональный интеллект ребенка. Полезнее запастись терпением и переждать этот период — он обязательно закончится, а чувство собственного достоинства и доверие к родителям останутся непоколебимыми.

После кризиса 3 лет наступает следующий ключевой этап развития личности — активная социализация. Ребенок идет в детский сад, где учится общаться в коллективе на протяжение целого дня и без мамы. Это очень эмоциональный период, малыш испытывает колоссальный стресс, учится контролировать свои чувства, гнев и агрессию.

В школе ребенок выходит на новый уровень развития эмоционального интеллекта. Ему становится доступна эмпатия — понимание чувств других людей. Он учится ставить себя на их место, сопереживать им, видеть их ошибки, давать оценку чужим поступкам.

Начальная школа способствует развитию положительных качеств ребенка: доброты, отваги, чести и сострадания. Благодаря изучению сказок, притчей и басен младшие школьники знакомятся с понятием морали. В процессе общения с одноклассниками и учителями у ребят развиваются коммуникативные навыки, они все больше отдаляются от родителей и становятся самостоятельными.

Когда речь идет о подростковом ЭИ, важно не забывать про эмоциональную глухоту. С 12 лет у ребенка включается биологическая программа, которая направлена на сепарацию от родителей. Зачастую она побуждает молодых людей провоцировать взрослых, чтобы им «указали на дверь» и таким образом помогли начать жить самостоятельно.

Развитие ЭИ у детей происходит ежедневно: в быту, в процессе общения с близкими людьми и коллективом в детском саду или школе. От родителей же во многом зависит качество этого развития. Позитивный личный пример и стратегия воспитания формируют основу эмоционального интеллекта, которая затем «шлифуется» в детском саду или школе. Вот несколько общих рекомендаций, которые рекомендую соблюдать, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития ребенка.

Не устаю повторять, что непрерывное общение —постоянно разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Рассказывать сказки, читать стихотворения, потешки или петь песенки. Фольклор сочетает в себе полезные знания, интересный сюжет и яркие эмоциональные события — все, что нужно ребенку для формирования высокого уровня ЭИ в детстве.

Не стоит заставлять детей скрывать или игнорировать свои чувства. Чтобы научиться управлять своими эмоциями и понимать чужие, ребенок должен знать, что он чувствует в каждый момент своей жизни. Не обесценивайте чувств и желаний ребенка. Вместо фразы «Не важно, чего ты хочешь, — это надо сделать», говорите: «Я понимаю, что ты не хочешь, но иногда нам приходится делать то, что необходимо».

Обсуждайте собственные недостатки, чтобы ребенок понимал, что в мире нет идеальных людей, в то же время старайтесь не акцентировать внимания на его недостатках — он должен увидеть и принять их самостоятельно.

Комментируя проступок, говорите только о самом поступке и чувствах, которые он в вас вызвал.

Необходимо интересоваться настроением ребенка, спрашивать, что он чувствует в разных ситуациях, обсуждать события, которые произошли в саду или школе — так вы поможете ему с трудностями в общении, подскажете, в чем он прав или не прав.

Будьте откровенны и честны, пускай малыш с детства узнает о несовершенствах мира. Не стремитесь оградить его от всех бед, но учите во всем искать позитивные моменты.

Когда придет время учить ребенка контролировать свои эмоции, сдерживать гнев, агрессию, не забывайте о том, что:

  • детям полезно «выпускать пар», это стимулирует работу мозга и помогает снять нервное напряжение, подвижные игры для ребенка— лучшее лекарство от негатива, а коллективные подвижные игры еще и отлично развивают коммуникацию;
  • чтобы гнев и обида не копились, полезно уравновешивать их позитивными эмоциями и добрыми делами — например, предложите ребенку после неприятного события покормить уличного пса, и его стресс отступит.

Важно пополнять словарь эмоций как взрослым, так и детям. Нейробиологи объясняют: невозможно управлять эмоциями, если мы не знаем, как они называются. Например, у грусти есть множество оттенков: уныние, растерянность, отчаяние. Их важно различать, потому что каждое чувство проявляется и корректируется по-разному.

Занимаясь развитием эмоционального интеллекта ребенка, я всегда помню и о том, что эффект достигается только в условиях динамики, — постепенно увеличиваю нагрузку, комбинирую занятия, повышаю их сложность и не забываю о поощрениях.

Сегодня, когда наукой доказана важность уровня эмоционального интеллекта на пути к жизненному успеху, современным родителям стоит уделять больше внимания его развитию.

Эмоциональный интеллект – помощник в учебе

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает школьникам лучше учиться и выстраивать надежные отношения со сверстниками и учителями. Как это происходит:

Ребенок адекватно реагирует на стресс. Вместо истерики из-за низкой оценки, он говорит, что ему обидно и интересуется, как это можно исправить.

Ребенок проявляет свои переживания и понимает эмоции других. Вместо неуместных шуток и сумбурных разговоров, он знает, как донести свою мысль и получить то, что для него действительно важно.

Ребенок стремится быть в контакте с учителями и одноклассниками. Легко знакомится с новыми людьми, проявляет внимание к собеседнику, сглаживает острые углы.

Ребенок владеет саморегуляцией, легко перемещает свое внимание.

ЭИ тесно связан с психологическим здоровьем — чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям.

Нас окружает множество технологий, которые делают нашу жизнь комфортнее. Но выстраивать близкие отношения с машиной невозможно, а с людьми — важно. Поэтому учить детей быть в контакте со своими чувствами и эмоциями с ранних лет — отличная инвестиция в их успешное и счастливое будущее.

по материалам интернет-ресурсов

Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (19.12.2023)
Просмотров: 67 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]