Форсайт – инновационная технология групповой работы с подростками в реабилитационном центре
Орлова Анна Анатольевна,
педагог-психолог отделения социальной реабилитации
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»
Многим хочется узнать свое будущее — порадоваться, если оно окажется светлым, или защититься от возможных угроз. Точно предсказать судьбу невозможно, а вот смоделировать наиболее вероятные сценарии — вполне, благодаря форсайту.
Форсайт (от англ. Foresight — «взгляд в будущее, предвидение») — это социальная технология, формат коммуникации, который позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.
Основная цель моей работы в социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних в рамках форсайта - это помочь ребятам в возрасте от 12 до 17 лет определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности. Это возможно, если разрабатываются детальные планы действий и прогнозируются изменения условий деятельности. Почему такая работа является важной и своевременной в этом возрасте? Смотреть на будущее с позиции настоящего, это значит смотреть на настоящее с позиции будущего. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - аффективный центр, этап профессионального самоопределения жизни юношества. Многие считают, что данное возрастное новообразование подростка происходит само собой, подчиняясь неким возрастным законам развития. Напротив, подростки испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. К будущему надо готовиться. Готовиться — значит вовремя увидеть старт, рост какого-либо начинания и быть максимально гибким и мобильным.
Моя задача на форсайт сессиях - не формировать личность подростка по заданным образцам, а помочь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы. Надо понимать, что, когда мы работаем с будущим – мы, в действительности, работаем с нашими сложившимися представлениями о нем, и отсюда вытекает масса психологических ограничений. Мы часто проецируем в будущее то, что наблюдали в своем опыте, опираемся в своих построениях образа будущего на образы из фильмов, фантастических книг и т.д. И надо учитывать, что этот эффект подогревается еще и доступностью информации о технологических изменениях в социальных сетях.
Итак, когда я готовлюсь к работе с подростками в формате «форсайта», то поэтапно доношу детям алгоритм выстраивания будущего из настоящего:
• Способ организации своей деятельности — выстраивание проектов изменений; вложение своего времени и усилий, поддержка людей и их активности, которые продвигают к желаемому образу будущего.
• Способ мышления — от будущего к настоящему, от образа будущего к сегодняшней ситуации через точки необходимого приложения усилий.
• Технология (способ) организации групповой работы — определенные правила проведения работ по формированию образа будущего и способа его достижения, которые включают в себя правила сбора участников работы; процедуры и шаги проведения групповой работы; способы достижения и фиксации договоренностей; способы презентации материалов для представления другим заинтересованным лицам.
• Продукт — конкретный документ (прогноз, дорожная карта), который становится справочником, поддержкой или даже руководством при принятии решений, ориентированных на значительный масштаб и длительные сроки. «Форсайт» чаще всего подразумевает проведение работы по выработке образа будущего и проектов по его воплощению.
Стратегическое мышление, принятие решений по стратегии, а также воплощение в жизнь этих решений — вот три базовых шага работы с будущим. Форсайт является методом, который относится к «стратегическому мышлению» и в меньшей степени — к принятию решений на основе построенной стратегии. Смыслом является расширение восприятия доступных стратегических возможностей организации или сферы деятельности, представляемой участниками процедуры.
Основой методики является проведение форсайт-сессии: совместная работа участников над картой будущего, опорной схемой, размещенной на большом листе бумаги и содержащей в себе три части — три горизонта событий: ближний (на 5 лет вперед), средний (на 10 лет вперед) и дальний (на 15–20 лет вперед).
Почему важна для подростков именно групповая работа на форсайт - сессиях?
На вводной части форсайт – сессии группой формулируются правила:
- доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей, и участники как можно больше доверяли друг другу.
- общение по принципу "здесь и теперь". Многие подростки стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
- искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
-конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
-недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя манера общения". Мы никогда не скажем "Ты плохой человек", а просто подчеркнем: "Ты плохо поступил".
-активное участие в происходящем. Это норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту, активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что – то не очень приятное. Получив много положительных эмоций, мы не думаем исключительно о себе. В группе мы все время внимательны к другим, нам интересны другие люди.
-уважение к говорящему. Когда высказывается кто – либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.
Мой опыт работы с технологией форсайт свидетельствует о том, что ребятам, для начала, полезно просто рассказать о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие понятия как образование, цели, представления о будущем и т.п.
В определении своей жизненной цели радикальную позицию предлагает Максуэлл Мольц (американский хирург и писатель, который разработал психокибернетику, систему идей, благодаря которым человек может улучшить себя, что приведет к более успешной и полноценной жизни). Стремление к позитивной цели для Мольца - ключ к счастливой жизни: "… Человек - существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым".
На мой взгляд концепция М. Мольца представляется особенно привлекательной для работы с участниками форсайта. Дело в том, что существует устойчивый стереотип, который связывает слова "цель", "план" со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой, направленной на их достижение, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовывать этот план или цель. Так вот Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно, напротив, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама.
Форсайт-технология позволяет через прогнозирование выявить основные угрозы и возможности развития любого процесса.
Задача участников – не просто создать образ будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям).
Основа методики форсайта: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям.
Важными элементами специфики форсайт-подхода является также то, что он работает с отдаленным будущим (от ближайшего до удаленного на 10-15 лет) и учитывает альтернативные сценарии развития, имеет дело не только с возможными, вероятными и желательными событиями, но и с так называемыми «дикими картами» или «черный лебедь» — маловероятными событиями, которые потенциально могут оказать значительное влияние на будущее исследуемой сферы.
Ну и как же без терминологии форсайта? Обязательно знакомлю с основными понятиями:
тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.
технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.
формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.
угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.
дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.
При проведении форсайта немаловажно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»).
В течении всех сессий я учу детей придерживаться базовых принципов форсайта:
• будущее зависит от прилагаемых усилий, его можно создать;
• будущее вариативно — оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников в настоящем;
• есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно, можно подготовиться или подготовить будущее таким, каким мы его хотим видеть.
Для подростков форсайт сессии являются мотивацией для каких – либо начинаний, осмысления своего будущего и ответственности за него им самим.
Вместе мы учимся формулировать свои мечты в позитивных терминах, говорим и прописываем только то, к чему готовы стремиться. Предельно конкретно стараемся представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь. Составляем ясное представление о результате: что именно будет, когда цель будет достигнута, что тогда можно почувствовать, что и кто будет окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что достигнуто то, к чему стремились. Учимся формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от самого ребенка; что не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то за него должен сделать и тогда все будет хорошо. То, к чему стремимся - должно принадлежать и исходить от подростка, быть его. Проецируем в будущее последствия сегодняшних целей, оцениваем, не нанесут ли они ущерба другим людям: результаты должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть "экологически чисты".
В результате проведения форсайта, как одной из инновационных социальных технологий групповой работы с подростками у ребят в реабилитационном центре формируется целостное представление о своем жизненном пути, что особенно важно в старшем подростковом возрасте, когда представления о себе и своей жизни претерпевают существенные изменения, и человек выбирает свою дорогу. И в первую очередь успешность в жизни зависит от самого подростка, от его способности осознавать собственные цели и стремления, от наличия у него устойчивой системы ценностных ориентаций, активной жизненной позиции и навыков планирования дальнейшего будущего.
ссылки на статьи:
Форсайт – встреча «Моя семья – мое будущее»