Использование элементов фототерапии в работе с детьми в условиях реабилитационного центра
Юровская Ирина Алексеевна,
инструктор по труду отделения социальной реабилитации КГАУСО "Арсеньевский СРЦН "Ласточка"
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних на данный момент – это открытая социально-педагогическая система, широко представленная в медиасреде. И каждый педагог активно принимает участие в наполнении медиапространства СРЦН контентом с фото- и видеоматериалами о своем педагогическом опыте работы с воспитанниками.
Так было не всегда. Еще пять лет назад новостными статьями учреждение наполняло лишь свой сайт, где наши воспитатели и специалисты уже регулярно рассказывали о своей педагогической работе, а воспитанники делились значимыми новостями своей жизни в рамках работы отделения социальной реабилитации.
Много лет в нашем отделении работает детский издательский центр «Время перемен» под руководством инструктора по труду. Техническое и программное обеспечение компьютерного кабинета позволяет на практике проводить профориентационную работу с воспитанниками, знакомить детей с основами компьютерных технологий, готовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества. В рамках работы детского издательского центра:
- мероприятия отделения социальной реабилитации сопровождаются фото- и видеосьемкой;
- на группах воспитанниками выпускаются стенгазеты;
- главный стенд отделения еженедельно наполняется новостными фотолистами;
- выпускается ежемесячный фотоинформационный вестник «Ласточка» (вышел уже 100-й юбилейный выпуск);
- монтируются и выкладываются на рутуб канале Мультстудия «Ласточка», а ранее на ютуб канале видеоролики отделения социальной реабилитации.
Но помимо профориентационной работы, все вышеперечисленные пункты содержат элементы фототерапии для наших воспитанников.
Арт-терапия (лечение искусством) – одно из самых новых направлений реабилитационных психологических методик. Терапия искусством признана официально. Особенность арт-терапевтического подхода заключается в его способности активизировать ресурсы, связанные с творческими возможностями человека, что, в свою очередь, запускает механизмы самоисцеления. Фототерапия является одним из направлений арт-терапии, она связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности.
Цифровые технологии – видео- и фотосъемка стали популярными не только для профессионалов. Школьники любого возраста делают селфи, снимки своих друзей и родных. Так как фотография связана с созданием зрительных образов, то она вызывает интерес в ее использовании и в области арт-терапии, арт-педагогики. Фотография может быть средством самовыражения и самопознания, социализации и эмоционального воспитания, а также творческого и духовного развития детей. Основное содержание фототерапии - создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство (рисование, коллажирование готовых снимков и т.д.). Активная фототерапия с детьми помогает установить контакт и активизировать их словарный запас. Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями – выбирать из нее то, что для человека наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности.
Особый интерес фототерапия представляет для подростков, которые через фотографию актуализируют положительный опыт с целью повторного переживания. Особенно это становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких позитивных событий жизни, зрительского признания и аплодисментов, все это помогает укрепить внутренние ресурсы, дает стимул к дальнейшему развитию.
Рассмотрим некоторые из вариантов использования элементов фототерапии в работе инструктора по труду:
- Фотокосплеи в период летних реабилитационных смен. Их результатами становятся стенгазеты, личные фото и видеоролики из выбранных воспитанниками фотографий.
-
- Фотопубликации в вестнике «Ласточка».
- Публикации о личных достижениях воспитанников.
- Видеоролики концертные, как ситуации успеха ребенка.
- Видеоролики о счастливых моментах.
- Листы фотоотчетов на стенде отделения.
- Фотографии на электронные носители воспитанникам и их родителям.
- Печать фотографий и фотоколлажей индивидуально для воспитанника.
На занятиях в детском издательском центре «Время перемен» ребята знакомятся с соцсетями и видеохостингами учреждения. Неоднократно и с гордостью просматривают свои фото и видео личных достижений в статьях медиаресурсов «Ласточки». С увлечением выбирают лучшие фотопортреты и распечатывают на цветном принтере, многие из них в эти моменты впервые держат в руках собственные фотографии.
Таким образом, применение элементов фототерапии в работе с воспитанниками отделения социальной реабилитации позволяет:
- улучшить взаимоотношения между воспитанниками;
- проработать и снизить тревожность ребенка;
- выработать уверенность в себе;
- помочь заметить свою духовную и уникальную красоту.
Буклет Элементы фототерапии