Использование сказкотерапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Левченко Наталья Ивановна
воспитатель отделения социальной реабилитации
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»
Формирование личности в младшем школьном возрасте является актуальной проблемой в современной школе. Этот возраст считается наиболее благоприятным для формирования личности, так как в этот период развитие ребенка характеризуется преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании ребенка происходит формирование наглядно-образной картины мира, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ребенку. Всё это решающим образом сказывается на формировании личности ребенка младшего школьного возраста и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В повседневной жизни каждый человек с самого рождения и до глубокой старости сталкивается с мифами, былинами, притчами, баснями, сказками, оказывающими свое влияние на него, которое бывает даже не заметно. И у каждого есть любимые и ненавистные герои или сюжеты, а мудрость из них, передаваемая из поколения в поколение, как нельзя лучше показывает воздействие на психику человека. На сегодняшний день, к сожалению, многие люди утратили взгляд на сказки и мифы как на сильнейший источник исторического, психологического и воспитательного опыта.
Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, а иногда и сами родители, в том числе молодые люди, заинтересованные в решении возникшей проблемы. И каждый находит в ней тот ресурс, который помогает ему решить его задачу.
Основная цель сказкотерапии – это развитие личности и забота о душе. Дети встречаются в сказочном рассказе с лучшей версией самих себя, учатся у героя совершать добрые поступки, быть счастливым и справедливым.
Коллективное сочинение сказочных историй поможет ребенку освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.
Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.
Сказка обычно выполняет 3 функции:
- диагностическую,
- терапевтическую (коррекционную)
- прогностическую.
Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка, т.е. может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка; также может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не может говорить вслух.
Терапевтическая сказка - сказка, благодаря которой происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка.
Прогностическая сказка. В этих сказках раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.
В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов. С помощью сказкотерапии взрослый (педагог, психолог, родитель) может легко установить контакт с каждым ребенком. Форма метафоры, в которой написаны сказки, близка и понятна ребенку младшего школьного возраста.
Отношение к себе и миру в младшем школьном возрасте формируется с помощью трех компонентов:
1.Познавательный компонент. Развитие представлений, знаний о мире, людях и себе.
2.Эмоциональный компонент. Развитие эмоционального отношения, чувств к миру, людям и себе.
3.Поведенческий компонент. Развитие деятельностной, регулятивной стороны отношений.
Выделенные компоненты отношения ребенка к себе и миру активно формируются в младшем школьном возрасте. У младшего школьника развивается социальное «Я», ребенок начинает воспринимать мир с рефлексивных позиций, происходит постепенная децентрация. В этом возрасте важно, чтобы отношения к миру и себе были целостными, гармоничными, адекватным и позитивными.
Существует пять основных видов сказок:
- Дидактические сказки ставят перед собой задачу поделиться новыми знаниями, умениями, подсказывают возможные варианты поведения в определенной ситуации, дают ответы на вопросы. Психологи используют их при консультировании детей дошкольного и младшего школьного возраста, подростков и взрослых. Обычно после прочтения сказки предлагается выполнить несложное задание.
- Психологические сказки – это авторские вымышленные истории, способные повлиять на развитие личности слушателей при помощи подачи ярких метафор.
- Психотерапевтические сказки обладают наибольшей эффективностью, это мудрые и красивые истории с глубоким смыслом на темы отношения человека к себе, к другим, ко всему миру. Такие сказки имеют задачи скорректировать страхи и фобии, избавить от страданий, помочь пациентам пережить травму.
- Психокоррекционные сказочные истории сочиняются с целью бережно скорректировать поведение и черты характера взрослого человека или ребенка. Обычно, такие рассказы могут перекликаться с обыденной реальностью или нести в себе множество абстрактных метафор, а потому нуждаются в разъяснении и обсуждении. Психокоррекционные сказки применяются в работе с гиперактивными детьми и обязательно прорабатываются под конкретную личность.
- Медитативные сказки не имеют ни яркого сюжета, ни отрицательного героя, они не рассказывают о явном конфликте, их задача – настроить пациента на психотерапевтический сеанс, активизировать бессознательный процесс мышления, мотивировать на решение или поступок, помочь успокоиться перед сном.
Факторы эффективности сказкотерапии
Привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений (самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации);
- Отсутствие четких персонификаций (главный герой в сказке-собирательный образ);
- Образность и метафоричность языка (каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок или взрослый, читая сказки, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент);
- Психологическая защищенность (признак настоящей сказки – хороший конец);
- Наличие тайны и волшебства (ребенок «вживляется» в повествование, он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами) т.е. он децентируется, встает на место другого и чувствует нечто, отличающееся от него самого, ощущает многогранность мира и свое Единство с ним).
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны с волшебством. Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка. Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы вокруг младшего школьника, это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребёнку своей особой сказки. Ценностные позиции младшего школьника проявляются в его деятельности – сначала в учебных ситуациях, затем в повседневной жизни.
Таким образом можно увидеть, что сказкотерапия очень многогранный метод в формировании личности младшего школьника и она востребована не только в психологии, ее можно использовать и в других областях, как самостоятельный метод. Создавая сказки, мы оказываем определенное влияние на формирование личности младшего школьника. Благодаря тому что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.