Опыт работы с детьми дошкольного возраста с использованием интерактивных игр в условиях реабилитационного центра
Юровская И.А.,
инструктор по труду отделения социальной реабилитации КГАУСО "Арсеньевский СРЦН "Ласточка"
«Успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их»
А. Белкин
При работе с воспитанниками дошкольного возраста реабилитационного центра педагогам приходиться учитывать педагогическую запущенность (нарушенное развитие ребенка, которое возникает из-за недостатка воспитания и обучения). В этой статье представлен многолетний опыт работы инструктора по труду с использованием электронных образовательных ресурсов в работе с детьми дошкольного возраста.
Регулярно с детьми проводятся занятия в рамках дополнительного образования. Под дополнительным образованием мы понимаем тип образования, объединяющий воспитание и обучение в единый процесс в целях удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих созданию условий для успешной деятельности воспитанников и педагогов, самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком вида деятельности.
Стержневой идеей процессов в дополнительном образовании представляется формирование условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации личности воспитанника в результате социального творчества в различных сферах деятельности, ориентированной на социальный успех. А с педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
На занятиях с использованием интерактивного оборудования ситуация успеха легко моделируется и, при необходимости, корректируется педагогом для детей любого возраста и уровня педагогической запущенности.
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Обучение, осуществляемое с помощью интерактивных технологий, включает в себя способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимодействия педагога и воспитанников как субъектов образовательного процесса.
«Интерактивный» означает содержащий момент взаимодействия или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – это диалоговое обучение.
Цели интерактивного обучения:
- Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
- Создание условий, при которых дети охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться ими для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения, системное мышление.
- Создание комфортных условий обучения, таких, при которых воспитанник чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
Из множества форм образовательной деятельности на практике занятий на интерактивном оборудовании наиболее эффективными считаю индивидуальную (это взаимодействие педагога с одним воспитанником, который самостоятельно принимает решение) и парную (воспитанники не только получают, но и осуществляют взаимообучение и знания, взаимоконтроль) формы.
Игра считается наиболее освоенным детьми видом деятельности. Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста воспринимают компьютер только как игрушку. На занятиях в отделении социальной реабилитации «Ласточки» интерактивные компьютерные технологии стали помощниками в обучении, а не только игрушкой. Ребята увлеченно играют в обучающие программы на интерактивных столе и поле, а также на компьютерах. Яркие светящиеся экраны привлекают внимание, дают возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. В работе с дошкольниками педагог использует игры для обучения чтению и математике, развития памяти, воображения и мышления.
Рекомендации к занятиям с дошкольниками
(с использованием набора стандартных программ для дошкольников на интерактивном поле и интернет-ресурсов «Играемся.ру», «Бибуша» на интерактивном столе):
- Интерактивный пол (и.п) + Интерактивный стол (и.с.)
- Занятия проходят на и.с. Педагог выбирает индивидуально для ребенка мини игру с учетом темы занятия и уровня развития. Громкость и.с. достаточная, чтобы ребенок слышал задание и поощрения программы. Педагог проговаривает названия предметов (цветов, форм и т.п) или предлагает называть предметы на экране, в зависимости от уровня ребенка; постоянно поощряет - «молодец», «умница», «ты сможешь», «у тебя получится». Время выполнения задания 1-3 мин. Смена деятельности на и.п.
- И.п. постоянно включен, Уровень громкости снижен, чтобы не мешать процессу на и.с. Педагог учитывает уровень активности детей и включает либо расслабляющие локации (море, небо, звезды) либо активно-двигательные (догонялки, найди-собери и т.п.)
При таком распределении деятельности ребенок активно решает поставленные педагогом «задачи» и переключается на игру и.п. За занятие каждый воспитанник выполняет несколько обучающих заданий. Есть элемент соревнования – сделать быстрее, чем товарищ. И, конечно, ситуация успеха, которую видят одногруппники.
- Количество детей на занятии.
- Оптимальное число детей – трое. Педагог занимается с одним ребенком на и.с. Двое в это время увлекаются игрой в активном движении на и.п.
- Двое детей – один с педагогом на и.с., но второму может быть скучно или будет стесняться играть на и.п.
- Один ребенок – интерактивное оборудование часто немного пугает детей, и один воспитанник может не включаться в деятельность на и.с. Его успех не видят товарищи, а активная игра на и.п. в одиночку не веселит.
- Более трех детей на занятие брать не рекомендуется – начинаются активные столкновения на и.п.
- Время занятия.
- От 20 до 30 минут. Учитывается активность, эффективность и эмоциональное состояние детей.
- Возраст детей.
- Не важен возраст, а важен примерно одинаковый уровень развития. Чтобы мини игры по теме текущего занятия были одинаковыми и понятными для каждого. Отличие игр вызывает вопросы и обиды «А ему интереснее включили», «А почему ему легче, а мне труднее?».
- Тематика занятия.
- Бесплатные интернет-ресурсы «Играемся.ру», «Бибуша» предлагают большой выбор развивающих и обучающих игр по различным направлениям (см. буклет). Педагог планирует тему занятия, придерживается этих игр с нужным уровнем сложности. Для этого необходимо изучить разновидности игр и легко ориентироваться на сайтах.
- Можно чередовать упражнения раскрасками с заданием конкретных цветов или пазлами.
- Возможности и.с. предполагают установку бесплатных игр по желанию педагога.
- Завершение занятия.
- Воспитанники устают активно заниматься, могут начать капризничать или требовать смены игры. Поэтому важно соблюдать «ритуал» завершения игр, к которому ребенок быстро привыкает.
- Все ребята собираются на и.п. с расслабляющей локацией (звезды, море, небо) и отвечают на вопросы по теме занятия «Какая игра больше понравилась?», «Каким цветами сегодня раскрашивали динозаврика?», «Какую фигуру сегодня искали на рисунках?» и т.п.
- Педагог раскладывает вдоль полотна интерактивного пола раскраски не менее 20 шт. одной тематики.
- Предлагается каждому выбрать 2 (3, 4 - в зависимости от уровня развития детей). Дети раскладывают выбранные листы перед собой, и начинается счет (посчитать у каждого, посчитать вместе; показать пальчиками, сколько раскрасок у каждого, а сколько вместе)
- Дети берут выбранные раскраски и покидают кабинет.
Благодаря интерактивному способу подачи информации на занятиях достигаются следующие результаты:
- воспитанники легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется эффективность внимания и памяти;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз;
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развиваются воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Роль педагога в интерактивной игре практически сводится к организации процесса, направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана деятельности. (Видеоролик с элементами занятия.)