Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?
Пятница, 27.12.2024, 05:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Прыжки со скакалкой как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста

Медведева Т.А., 

воспитатель КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка»

Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Поэтому повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению его потребностей в движении.

Одним из факторов, формирующих здоровье ребёнка, является двигательная активность. Она определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего бодрствования.

Двигательная активность должна занимать 50 – 60% времени всего периода бодрствования ребёнка. Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей ребенка. По уровню подвижности можно выделить три группы: дети средней, большой и малой подвижности.

Из чего складывается двигательный режим ребенка:

  • утренняя зарядка
  • подвижные игры
  • спортивные кружки и секции
  • прогулки
  • занятия физкультурой

Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Движение являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой, ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма и особенно сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной, костно - мышечной.

Нормативы двигательной активности детей.

 Единица - 1 шаг.  Для детей 3-4 лет – норма 9.000-10.500 движений в день; 11-15 лет – 20.000 шагов;  Дети должны находиться в состоянии движения от 4 до 6 часов в день; от 30 мин. до 1, 5 часов в день необходимо отводить интенсивным упражнениям.

Прыжок — один из видов основных движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям.

Существуют разнообразные виды прыжков:

- подскоки на месте;

- подпрыгивание;

- подпрыгивание на двух ногах с продвижением вперед;

- подскоки с продвижением;

- прыжки места и с разбега в длину и в высоту;

- прыжки с высоты, или, как их еще называют, в глубину;

- прыжки со скакалкой, как разновидность подскоков.

Обучение прыжкам осуществляется в определенной последовательности: начинается оно с самых простых видов прыжка – подпрыгивания, подпрыгивания на двух ногах с продвижением,  спрыгивания с высоты, затем переходят к обучению более сложным видам прыжка – прыжок в длину с места, с разбега и завершают - прыжком в высоту с места и разбега.

Однако при показе прыжков даже маленьким детям педагог должен показать прыжки правильно со всеми составляющими ее элементами.

Техника прыжка состоит из следующих элементов (четыре фазы движения):

1. исходное положение

2. отталкивание (разбег) замах

3. толчок

4. полет

5. приземление.

Подпрыгивания.

При подпрыгивании на двух ногах ребенок занимает исходное положение: ступни параллельно, руки произвольно или на пояс.

1 фраза - полуприседание.

2 фаза - энергичные отталкивание путем выпрямления ног.

3 фаза - полет (ноги прямые).

4 фаза - приземление на полусогнутые ноги - опуститься на носки с переходом на всю ступню.

Подпрыгивания - выполняются на месте, в движении на одной и двух ногах.

Подпрыгивания на двух ногах с продвижением вперед отличается от подпрыгивания на месте направлением отталкивания вперед- вверх.

Прыжки в высоту с места.

Выполнять детям довольно трудно, так как нужно поднять вес своего тела вверх. Поэтому,  с детьми младшего возраста,  сначала делается прыжок через шнур, палку, в обруч, а затем высота предмета или подвешенной веревочки увеличивается от 5-7 до 10-15см.

Для прыжков в высоту с места ребенок встает около веревочки; поднимая руки вперед, поднимается на носки и затем опускает руки вниз - назад, одновременно полу - приседает и, опускаясь на всю стопу, наклоняет туловище вперед. После этого, резко разгибая ноги, делает взмах руками вперед, отталкивается двумя ногами и перепрыгивает через веревочку. Толчок совершается на расстоянии 10-15 см от веревочки. В полете обе ноги сгибаются в коленях. Приземление совершается на носки полусогнутых ног с переходом на всю ступню. Руки выносятся вперед.

Прыжки в длину с места.

Техника:

И. п. - ноги параллельно на ширине ступни, руки вдоль туловища.

Перед толчком необходимо сделать замах: поднять руки вперед-вверх, подняться на носки, затем присесть, согнув ноги в коленях, опуститься на всю ступню, корпус наклонить слегка вперед, руки опустить вперед - вниз- назад.

Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук. Во время приземления приседает и выносит руки вперед, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление.

Прыжкам в длину с места начинаем обучать с 3-х лет, но после того, как дети овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики» и т.д.). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение.

Прыжок в высоту с разбега

Техника:

Прыжки в высоту с разбега выполняются с прямого разбега.

Способом - согнув ноги.

1 фаза - Разбег. Производится с расстояния 3-х, 5-ти, 7-ми, 9-ти шагов. К концу разбега скорость должна возрастать. Толчковая нога становится на место отталкивания, которое  находится на расстоянии вытянутой от планки руки.

2 фаза. Отталкивание. Производится толчковой ногой.

3 фаза. - Полет. В это время маховая нога, согнутая в колене резко выносится вперед - вверх, а толчковая выпрямляется с наклоном туловища вперед. Руки совершают взмах вперед и вверх. К концу полета ноги опускаются вниз.

4 фаза. Приземление совершается на обе ноги с носка с перекатом на всю ступню. Для сохранения равновесия руки выносятся вперед.

Для закрепления навыков приминаются подвижные игры и преодоление препятствий в естественных условиях: прыжки через невысокие кочки, кустики, неглубокие ямы и т.д. Для прыжков применяются стойки высотой 1м, веревка длинной 3-4м.

Прыжок в длину с разбега

Этот прыжок относится к одному из более сложных видов движений у дошкольников, так как требует умения сочетать разбег с отталкиванием одной ногой в определенном месте и последующим полетом и приземлением. Поэтому его начинают изучать с 5-6 лет. Прежде всего, необходимо научить детей разбегу. Разбег обеспечивает поступательное движение вперед, создает наиболее выгодные условия толчка, дает силу для отталкивания, создает скорость полета, и в результате этого увеличивается дальность прыжка. Длина разбега зависит от силы толчка и быстроты бега (от 8-10 до 12-14м).

Разбег нужно рассчитать так, чтобы толчок пришелся на толчковую ногу. При толчке нога с пятки перекатом ставится на ступню. Одновременно с отталкиванием одной ногой другая (маховая), будучи сильно согнутой в колене, делает энергичное движение вперед-вверх, содействуя отталкиванию. Руки резким взмахом идут вверх.

Приземление совершается на обе ноги. Во время приземления, когда ноги коснуться песка, чтобы не упасть назад, следует наклонить туловище вперед, руки тоже вынести вперед и совершать перекат с пятки на всю ступню.

Место для приземления при прыжке в длину с места и с разбега должно быть мягким. В зале для разбега резиновая дорожка, а для приземления – маты.

Прыжки с разбега, как в высоту, так и в длину являются технически сложными упражнениями. Качества, необходимые для эффективных прыжков с разбега, недостаточно хорошо еще развиты у дошкольников. Они формируются только в школьные годы. Поэтому в детском саду не следует добиваться полной отработки техники этих движений. Не следует стремиться и к достижению максимальных результатов прыжков в повседневных занятиях. В детском  возрасте важно лишь заложить правильные основы техники выполнения прыжков.

Различные виды прыжков используются в подвижных играх.

- Начиная с первой младшей группы, проводятся подвижные игры с подпрыгиванием, например, «Мой весёлый, звонкий мяч».

- Во второй младшей группе прыжки в длину с места используются в подвижной игре «С кочки на кочку».

- В средней группе в подвижной игре «Птички и кошка» используется спрыгивание.

- В старшей группе в подвижной игре «Не оставайся на полу» используется впрыгивание на предмет, а в подвижной игре «Классы» — прыжки на одной ноге с продвижением.

- В подготовительной к школе группе в подвижной игре «Волк во рву» используется прыжок в высоту с разбега. «Удочка» - прыжки на двух ногах.

При обучении детей прыжкам, не надо забывать про любимую всеми скакалку. В современном мире, скакалка – не просто забава, а вид спорта. Министерство спорта России включило спортивную скакалку во всероссийский реестр видов спорта.

Скакалка – популярный спортивный снаряд, с которым хорошо знакомы взрослые и дети.

Польза таких упражнений очевидна для мальчиков и девочек. Благодаря подготовительным  упражнениям можно грамотно организовать игровую деятельность и весело провести время, изучая физические упражнения. Однако важно понять, как научить прыгать на скакалке ребенка и грамотно объяснить ему процесс выполнения данного действия. Знакомить детей со скакалкой можно с трехлетнего возраста. Сначала дать возможность малышам побегать под вращающейся скакалкой, перешагнуть через нее. В средней группе дети перепрыгивают через скакалку удобными способами: переступанием с ноги на ногу или прыжком на двух ногах. В старшем дошкольном возрасте – разными способами: на месте и движении, появляются подвижные групповые игры, эстафеты и соревнования с индивидуальными прыжками.

Чтобы научиться прыгать со скакалкой нужно, сначала научиться прыгать на месте, потом правильно, равномерно крутить скакалку. На первый взгляд – прыжки через скакалку, достаточно простое упражнение. Однако для детей – напряженная форма физического упражнения, поэтому педагог должен заинтересовать воспитанников, разнообразить двигательную деятельность и менять задания.

Прыжки через скакалку противопоказаны детям, имеющим заболевания сердца или другие недуги, при которых недопустимы высокие показатели пульса.

На опыте проведения спортивных фестивалей, скиппинг является захватывающим и интригующим конкурсом команд. Для выступления в нем необходима физическая подготовка, сплоченность и толерантность участников.

Скиппинг – относительно молодой вид спорта, начавший развиваться за рубежом около 30 лет назад, а в России – с начала 90-х годов прошлого века.

Целью участника является победа при выполнении большего, чем у соперника, количества прыжков через скакалку за определенный промежуток времени (20, 30, 60 и т.д. секунд) или по другим, предусмотренным правилами соревнований, критериям.

Например, правила проведения скиппинга на спортивных фестивалях: команда состоит из 10 человек – девочка и мальчик крутят веревку, а 8 человек прыгают (групповая классическая дисциплина). Выигрывает команда, которая большее количество раз перепрыгнет через веревку.

Скиппинг включает в себя следующие дисциплины:

Каждая дисциплина, в свою очередь, состоит из нескольких видов прыжков.

Описание техники выполнения прыжков.

1. Прыжки классические вперед (индивидуальные).

И.п. – о.с . скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх, вперед, вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды «Стоп!».

2. Прыжки классические назад (индивидуальные).

И.п. – о. с .-  скакалка спереди. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку спереди вверх, назад, вниз. Внизу скакалка продолжает движение вперед, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается спереди, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды « Стоп!»

3. Прыжки ноги крестом, вперед (индивидуальные).

И.п. – о.с., ноги крестом, скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх, вперед, вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды «Стоп!».

4. Прыжки ноги крестом назад (индивидуальные).

И.п. – о.с., ноги крестом, скакалка спереди. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку спереди вверх, назад, вниз. Внизу скакалка продолжает движение вперед, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается спереди, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает совершать прыжки до команды «Стоп!».

5. Прыжки руки крестом вперед (индивидуальные).

И.п. – о.с.-  скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх. Затем, когда скакалка движется сверху вперед и вниз, спортсмен делает руки крестом. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмен продолжает прыжки в положении руки крестом до команды «Стоп!».

6. Прыжки, руки крестом, вперед, «восьмерка» (индивидуальные).

И.п. – о.с.-  скакалка сзади. По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку сзади вверх. Затем, когда скакалка движется сверху вперед и вниз спортсмен делает руки крестом. Внизу скакалка продолжает движение назад, и когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее скакалка продолжает движение вверх. Затем, когда скакалка движется сверху вперед, спортсмен выводит руки из положения крестом, после чего скакалка продолжает движение вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмен перепрыгивает через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за прыжок. Далее спортсмен продолжает прыжки, чередуя один руки крестом плюс один классический, до команды «Стоп!».

7. Прыжки в паре (вращают скакалку оба спортсмена) классические вперед.

И.п.: оба спортсмена стоят рядом друг с другом в основной стойке, один конец скакалки – у одного в правой руке, другой – у другого в левой руке. Скакалка сзади.

По команде «Старт!» спортсмены начинают вращать скакалку сзади вверх, вперед, вниз. Внизу скакалка продолжает движение назад, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмены одновременно перепрыгивают через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмены продолжают совершать прыжки до команды «Стоп!».

8. Прыжки в паре (вращает скакалку один спортсмен) классические назад.

И.п.: спортсмены стоят друг за другом или лицом друг к другу в основной стойке, скакалка в руках у одного спортсмена. Скакалка спереди.

По команде «Старт!» спортсмен начинает вращать скакалку спереди вперед, назад, вниз. Внизу скакалка продолжает движение вперед, и, когда она оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмены одновременно перепрыгивают через нее. Скакалка оказывается спереди, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмены продолжают совершать прыжки до команды «Стоп!».

9. Прыжки групповые классические вперед с места.

И.п.: два спортсмена, юноша и девушка, держат скакалку за разные концы. Остальные члены команды (6 или 8 человек) стоят в шеренгу так, чтобы скакалка лежала у них сзади на полу зала. Юноша и девушка начинают вращать скакалку сзади вверх, вперед вниз. Когда скакалка, продолжая движение внизу назад, оказывается в крайнем нижнем положении, спортсмены команды, стоящие внутри скакалки, перепрыгивают через нее. Скакалка оказывается сзади, что засчитывается за один прыжок. Далее спортсмены продолжают прыжки до того момента, пока участник не допустит касания скакалкой тела.

10. Прыжки групповые классические вперед с впрыгивания.

И.п.: два спортсмена, юноша и девушка, держат скакалку за разные концы и вращают ее. Остальные члены команды (6 или 8 человек) по очереди впрыгивают и делают прыжки. Когда все члены команды впрыгнули внутрь скакалки, начинается подсчет количества прыжков, спортсмены продолжают прыжки до касания себя скакалкой.

Период дошкольного детства – наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ скачать

Категория: Мои статьи | Добавил: Ласточка (10.02.2022)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]