Главная » Статьи » Мои статьи |
Орлова А.А. Педагог-психолог отделения социальной реабилитации КГАУСО "Арсеньевский СРЦН "Ласточка" Актуальность данной темы обусловлена тем, что эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек-человек». В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания. Психическое состояние специалиста, сотрудника является одним из важнейших условий его труда и оказывает значительное влияние на клиента. К сожалению, у многих профессионалов постепенно снижается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты (барьер) в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Что такое психологический барьер? Слово «барьер» довольно многозначно и чаще всего подразумевает препятствие на пути (в спорте — бег с барьером), но также может иметься ввиду пороговое значение какой-либо характеристики (преодоление звукового барьера) и даже запрет (барьер инцеста в психоанализе). Барьер психологический — внутреннее препятствие психологической природы (Он состоит в усилении отрицательных переживаний и установок: страха, нежелание, боязнь, неуверенность, тревоги, низкой самооценки, стыда, чувства вины и т.д..), мешающий человеку успешно выполнить некоторое действие. Часто возникает в деловых и личных взаимоотношениях людей и препятствует установлению между ними открытых и доверительных отношений. Очень часто, находясь в компании, люди не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи. Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером. Часто бывает, что со временем психологический барьер обретает характер комплекса из-за объединения разного рода идей, установок и выработанных привычек, а тревога может перерастать в фобию. Основная функция социально-психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия. Такие психологические механизмы, как отрицание, подавление, вытеснение, рационализация, проекция, сублимация, идентификация, замещение, сновидение и другие, открытые и описанные в свое время 3. Фрейдом, а позднее систематизированные А. Фрейд, нацелены на ослабление внутренних и внешних конфликтов личности и повышение уровня ее способности и к адаптации, уравновешиванию со средой и саморегуляции. Однако, обеспечивая психологическую защищенность личности от стрессогенных факторов, способных ее вывести из состояния внутренней уравновешенности, эти механизмы, в свою очередь, оказываются психологическими барьерами на пути адекватного восприятия и понимания личностью природы последних, защищая от внутренних конфликтов и внешних влияний, барьер одновременно и тормозит, сдерживает, замораживает и консервирует эмоциональную реактивность и впечатлительность, интеллектуальную активность и подвижность личности. Необходимость психологической защиты личности от разрушительных последствий, как внутреннего конфликта, так и внешнего влияния, порождающая барьер, вытекает из многих факторов и условий человеческой жизнедеятельности. Она может быть продуктом: — угрозы манипуляции сознанием и психическим состоянием индивида; — результатом потребности человека в обособлении от интенсивного общения с окружающими в целях внутреннего сосредоточения; — следствием опасности стрессовой ситуации; — финалом полной идентификации с какой-либо общностью в противовес другим; — порождением трудностей межличностного или ролевого общения и т. д. Основные особенности действия того или иного барьера обусловлены спецификой названных выше социально-психологических явлений. Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с одним из видов психологических барьеров (мы создаем их на подсознательном уровне). В этом нет ничего страшного, если все в пределах разумного и находится под контролем. Существует несколько разновидностей психологических барьеров, имеющих свои отличия и особенности. Виды психологических барьеров:
Он возникают в ситуации, когда человека не устраивает вид его собеседника. Раздражает его прическа, стиль одежды, манера общения, жесты, мимика и т. д. Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты. В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».
Данные препятствия сопровождают общение двух людей с разными типами темпераментов. Например, оптимист и пессимист вряд ли найдут точки соприкосновения в разговоре, поскольку каждый из них воспринимает ситуацию по-своему. Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиниками, оптимистами и пессимистами. Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.
Мотивационный барьер – это разные цели и стремления собеседников. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели. Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.
Эмоциональное состояние личности также имеет большое влияние на эффективность процесса общения, поскольку эмоции являются регулятором психической деятельности человека и его поведения. Эмоции могут быть, как положительными, так и отрицательными. Могут возникать различные виды психологических барьеров, вызванные отрицательными эмоциями.
Также отвращение может вызвать другой человек. Чем роднее и ближе нам человек, тем реже мы испытываем по отношению к нему отвращение. Барьер отвращения появляется в результате нарушения человеком базовых норм этичного поведения или от невосприятия человеком внешности собеседника. Отвращение и брезгливость могут спровоцировать: грязная одежда, обувь, небрежные действия и жестикуляция партнера, отталкивающие акты (пальцы во рту, носу, ушах, сморкание), нарушение личностного пространства, запах алкоголя, неприятные запахи от тела собеседника и тому подобное. Если у человека есть определенные физические дефекты, изменить или скрыть которые он не может, то люди со временем к нему привыкают, но принять нарушение правил гигиены тела, люди так быстро не могут, поэтому они часто даже не вступают в общение с таким человеком. Важно отметить, что отвращение может проявляться завуалированно – в виде презрения. Чувство презрения, в отличие от отвращения, всегда направлено на другого человека. Презрение можно испытывать только к людям или поступкам, но не ко вкусу или запаху. Оно обычно связано с переживанием неравенства и нежеланием к чему-то приспосабливаться. Проявляя в своей неприязни к людям и поступкам элемент такого пренебрежения, можно ощущать по отношению к ним свое превосходство (обычно моральное). Барьер презрения возникает в том случае, если собеседник своим поведением вызывает отрицательные эмоции. Такое поведение – это аморальные поступки, предрассудки, трусость, предательство, скупость и другие. При возникновении психологических барьеров актуализируются и задействуются три важных уровня психического состояния: эмоциональный, когнитивно-аналитический, операционно-поведенческий. Проявления психологических защит многообразны, обычно мы даже не замечаем, что «защищаемся». Пользуясь знаниями о механизмах психологических защит, человеку легче будет понимать поведение окружающих и самих себя. Все защитные механизмы обладают общими характеристиками: 1. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана. 2.Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума. Люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты. Выделяется несколько основных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, регрессия, сублимация, рационализация. Вытеснение (подавление)– когда человек как бы не замечает, забывает ту часть информации, которая связана с неприятными для него событиями, возникновением внутренней тревожности. Содержание переживаемой информации забывается, а ее проявления могут сохраняться и проявляться в ошибках, описках, оговорках. Например: человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению может стать неспособным рассказать об этом своем тяжелом опыте. Проекция (перенос)– бессознательное отвержение собственных негативных чувств, желаний и стремлений и перенос их на другое лицо. Это своего рода перекладывание ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Как бы ни был человек не прав, он будет скорее обвинять всех, кроме самого себя. Например: начальника, не обладающего способностью к систематизации, организованности, будут раздражать в подчиненных именно неорганизованность и хаотичность. Мать – не очень аккуратная хозяйка – будет упрекать дочь в том, что та вечно разбрасывает вещи и не убирает в доме. Замещение– психологическая защита, осуществляющая перенос действия, изначально направленного на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Например: ребенок, который, после того как его наказали родители, толкает свою младшую сестру, ломает ее игрушку; на работе начальник критикует сотрудницу, и дома она реагирует вспышками ярости на мужа и детей. Она не осознает, что, оказавшись объектами ее раздражения, они (муж, дети) замещают начальника. Рационализация – неадекватное (иррациональное) поведение представляются таким образом, что выгладит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Например: студент, как следует не подготовившийся к экзамену, приписывает свою низкую оценку нечестно проведенному экзамену, тому, что ему не помогли одногруппники, или возлагает вину на педагога за то, что тот не объяснил эту тему на уроке. Отрицание – стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями. Т.е. человек старается о чем-то не думать, не хочет принять очевидные факты и поверить им. (Этого со мной просто не может случиться – бывает так, когда человеку врач сообщает о смертельной болезни) При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и событиям, которые чреваты для него неприятностями. Например: руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг обнаружить, что он уже давно «отключился» и никак не реагирует на нравоучения. Регрессия – возврат к ребячливым детским формам поведения: «надуться и не разговаривать», детский лепет, езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью, неуместный бурный смех в ситуации волнения. Сублимация– переориентация агрессивного потенциала человека в приемлемые обществом формы творческой активности. Например: юноша может сублимировать свой потенциал в такую деятельность, как футбол, хоккей и др. виды спорта; женщина с сильными неосознаваемыми садистскими наклонностями может стать хирургом или первоклассной романисткой. Так почему же люди не меняют свою жизнь к лучшему? Оказывается, их останавливает невидимый барьер, имя которому:
Чаще всего два первых симптома из этого списка преобладают. Способы преодоления психологических барьеров Процесс преодоления психологических барьеров сопровождается глубокой внутренней работой по преодолению сложившихся стереотипов деятельности, смысловому образованию ситуации, требующих адекватных умственных действий, волевых установок, что повышает активность и напряженность деятельности. Существуют различные конкретные способы преодоления барьеров, которые могут быть условно разделены на две группы:
- психологическая защита; - отказ от продуктивного разрешения критических ситуаций; - сохранение иллюзорной целостности личностной структуры;
В результате исследований было выделено три ключевых параметра, характеризующих стратегию преодоления психологического барьера: осознание, принятие, действие. На основании этих параметров выделяются ряд стратегий преодоления психологических барьеров. Первая стратегия - осознание, принятие ситуации, но бездействие. Вторая стратегия - осознание, принятие и понимание особенностей ситуации, конструктивные действия исходя из сложностей их возникновения. Третья стратегия - отрицание ситуации, отвержение ее и бездействие. Четвертая стратегия - осознание ситуации, принятие ее и понимание, но совершение неконструктивных действий. Методики, помогающие преодолеть психологические барьеры: - аутотренинг; - медитации; - упражнения, ориентированные на восстановление ресурсов личности Т. Дьяконова; - методика «Заземление», калибровка собственного тела; - дыхательные упражнения. В процессе преодоления психологических барьеров происходит перестройка психологической структуры личности, осуществляется глубокая внутренняя работа по преобразованию сопротивления среды, процессу удовлетворения потребностей личности. Преодоление психологических барьеров не будет эффективным, если не придерживаться следующих правил. Необходимо помнить, что во время конфликта человек руководствуется не разумом, а эмоциями, что часто приводить к аффекту, а в состоянии аффекта сознание отключается, и человек становится не способным отвечать за свои действия.
По материалам интернет ресурсов. | |
Просмотров: 369 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |